Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Мызниковой Н.В,
при секретаре Завалишиной Н.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Попова А.Н. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иск овых требований Попова А.Н. к Военному комиссариату Московской области о признании права на пенсию по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации и обязании ответчика исчислить истцу пенсию по выслуге лет - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Попов А.Н. 28.11.2018 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о признании права на получение пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ и ее исчислении в размере 51% суммы денежного довольствия, соответствующего воинскому званию "капитан" и штатной должности аналогичной должности начальника бронетанковой службы танкового полка в Вооруженных Силах СССР, основывая требование на Соглашениях стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", от 15.05.1992 "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ ", мотивируя обращение тем, что с 1976 года по 1989 год проходил службу в Вооруженных Силах СССР и был уволен в запас по сокращению штатов, с *** года являлся получателем пенсии на основании Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц"; в связи с переездом в 2014 году в Российскую Федерацию и приобретением гражданства РФ обратился к ответчику по вопросу назначения пенсии за выслугу лет, однако в установлении пенсионного обеспечения ему было отказано ввиду несоответствия условий, установленных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что истец полагает незаконным, нарушающим международные соглашения и его право на полное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец требования поддержал; представитель ответчика иск не признала.
Третье лицо Военный комиссариат Владимировской области, привлеченное к участию в деле определением суда от 29.01.2019 (л.д. 90), в судебное заседание не явилось, направило письменные возражения на иск, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. 98-100).
18.03.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Попов А.Н. п о доводам своей апелляционной жалобы от 18.04.2019.
В заседании судебной коллегии истец Попов А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель ответчика Военного комиссариата Московской области по доверенности Нелюбина А.Н. против удовлетворения жалобы возражала; представитель третьего лица Военного комиссариата Владимировской области, в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на жалобу, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Попов А.Н, *** года рождения, с 05.08.1976 по 17.08.1989 проходил службу в Вооруженных Силах СССР и был уволен с военной службы с должности начальника бронетанковой службы *** танкового полка *** мотострелковой дивизии КВО в звании "капитан" по п. "в" ст. 59 (по сокращению штатов) Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 18.03.1985 N 240 (л.д. 15, 23-25).
Являясь гражданином Украины, на основании решения Ленинского районного суда города Луганска от 20.04.2005, Попову А.Н. назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц" в размере 51% суммы денежного обеспечения, соответствующего штатной должности начальника бронетанковой службы танкового полка и воинскому званию "капитан", выплата которой производилась Луганским облвоенкоматом (л.д. 19, 27-33).
На основании решения УСФМ России по Чувашской Республике от *** Попов А.Н. приобрел гражданство Российской Федерации (л.д. 16) и *** обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет (л.д. 9-12), в чем ему было отказано ввиду несоблюдения условия ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" по достижению на момент увольнения возраста 45 лет (л.д. 13-14).
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Попова А.Н. и отсутствии оснований для назначения пенсии за выслугу лет по Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Из преамбулы Соглашения от 13.03.1992 следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а статьей 11 предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей государства - участники СНГ 15.05.1992 приняли Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 15.05.1992 пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 15.05.1992 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают, при этом не подлежит изменению другой стороной установленная выслуга лет, а размер денежного довольствия для назначения пенсий военнослужащим и их семьям, определяется в порядке, установленном законодательством стороны, которой производится назначение пенсии.
Так, в силу ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более; б) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, по действующему законодательству Российской Федерации одним из условий для признания права на получение пенсии за выслугу лет является достижение военнослужащим, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, 45-летнего возраста на день увольнения.
Кроме того, действовавшее на момент увольнения истца законодательство СССР также предусматривало одним из условий назначения пенсии достижение военнослужащим определенного возраста на день увольнения.
Так, п. 2 Постановления Совмина СССР от 31.03.1989 N 268 "О пенсионном обеспечении военнослужащих, не имеющих полной выслуги лет, увольняемых из Советской Армии и Военно-Морского Флота в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР" устанавливал, что л ицам офицерского состава, имеющим выслугу менее 20 лет, увольняемым из Советской Армии и Военно-Морского Флота в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья и достигшим на день увольнения 50-летнего возраста, назначать пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа в следующих размерах: имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 с половиной лет составляет действительная военная служба, - 40 процентов окладов денежного содержания, а имеющим общий трудовой стаж не менее 30 календарных лет, из которых не менее 15 лет составляет действительная военная служба, - 45 процентов окладов денежного содержания.
Учитывая, что на момент увольнения с военной службы *** истец не достиг установленного законом возраста, то оснований для назначения ему пенсии за выслугу на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 судом правомерно не установлено.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия, порядок назначения и сохранения размера пенсии военнослужащим в соответствии с нормами международного права, ссылаясь на назначение ему пенсии на территории Украины; данные доводы истца являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании вышеприведенных правовых норм, учитывая, что международные соглашения не устанавливают условия для признания права военнослужащего на пенсию, поскольку предусматривают, что условия, нормы и порядок назначения пенсии военнослужащим устанавливаются законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.