Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Дегтеревой О.В, Мызниковой Н.В,
при секретаре Воропаевой Е.С,
с участием прокурора Левенко С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе МВД России и апелляционному представлению Замоскворецкого межрайонного прокурора г.Москвы на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 декабря 2018 года, которым постановлено:
Признать отказ МВД России в приеме в порядке перевода К. в МВД России с 01.06.2016 года незаконным.
Обязать МВД России завершить в отношении К. организационно-штатные мероприятия, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Обязать МВД России предложить К. равнозначную или равноценную по оплате ранее занимаемой должности соответствующей квалификации.
Признать приказ ФСКН России от 31.05.2016 года N241-лс незаконным в части увольнения К. в связи с переводом с 31.05.2016 года.
Обязать МВД России восстановить К. в должности согласно контракту, заключенному между К. и Российской Федерацией в лице ФСКН на 31.05.2016 года.
Обязать МВД России засчитать К. время вынужденного прогула в стаж службы и в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.
УСТАНОВИЛА:
К. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России) о признании отказа в приеме в порядке перевода незаконным, обязании предоставить вакантную должность, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, предоставлении отпуска.
В обоснование заявленных требований Курьянова И.В. указала, что с 05.09.2005г. по 31.05.2016 г. являлась сотрудником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, с 2013 года состояла в должности главного эксперта отдела фоноскопических экспертиз экспертно-криминалистического управления Департамента специального и криминалистического обеспечения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, специальное звание - ****. 31.05.2016 г. приказом Директора ФСКН России N241-лс, на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016г. N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и своего рапорта о переводе в органы внутренних дел от 12.05.2016 г, К. была уволена со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по п.п.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента от 05.07.2003г. N613, - в связи с переводом на службу в органы внутренних дел РФ.
С учетом уточненного искового заявления от 03 декабря 2018 года в порядке ст.39 ГПК РФ, К. просила суд признать отказ МВД России в приеме в порядке перевода в МВД России с 01.06.2016 года незаконным; обязать МВД России завершить в отношении истца организационно-штатные мероприятия, предусмотренные Указом Президента РФ от 05.04.2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"; обязать МВД России предложить К. равнозначную или равноценную по оплате ранее занимаемой должности соответствующей квалификации; обязать МВД России признать приказ ФСКН России от 31.05.2016 года N241-лс незаконным в части увольнения в связи с переводом с 31.05.2016 года К.; обязать МВД России восстановить К. в должности согласно контракту, заключенному между К. и Российской Федерацией в лице ФСКН России на 31.05.2016 года; обязать МВД России засчитать К. время вынужденного прогула в стаж службы и в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания; обязать МВД России выплатить К. не полученное ею за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой ею должности.
К. в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований также указывала на то, что она неоднократно обращалась в МВД России и в другие органы государственной власти Российской Федерации по вопросу дальнейшего прохождения ею службы в органах внутренних дел, однако каких-либо действий по решению вопроса о ее трудоустройстве не осуществлено, ей было отказано в приеме на службу в органы внутренних дел. Полагает отказ в приеме ее на службу в МВД России является незаконным, поскольку она рапорта об увольнении из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее также - органы наркоконтроля) не подавала, фактически служебные функции в ФСКН России она выполняла до 8 августа 2016 г, процедура перевода в органы внутренних дел при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, не соблюдена ввиду того, что МВД России незаконно отказало ей в приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода. Это привело к необоснованному лишению ее трудовых и социальных гарантий, предусмотренных законом при ликвидации государственного органа.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 19 мая 2017 года в удовлетворении требований К. к МВД России отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Московского городского суда от 14 декабря 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 29.10.2018 года решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 19.05.2017 года и Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Московского городского суда от 14.12.2017 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 10 декабря 2018г. выделены в отдельное производство исковые требования К. к МВД России, Ликвидационной комиссии ФСКН России о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Истец К. и ее представитель Л. в судебном заседании суда первой инстанции уточненные исковые требования поддержали; представитель ответчика в судебном заседании по доверенности М. исковые требования не признал.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просят по доводам апелляционной жалобы ответчик МВД России и Замоскворецкий межрайонный прокурор г.Москвы по доводам апелляционного представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика МВД России по доверенности М, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Л. поддержавшую представление, истца К. и ее представителя Л, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления, приходит к выводу к следующим выводам.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ( пункт 1 Указа).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ( пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных Указом.
Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается ( подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, предусмотрено, что сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного указа, до 1 июня 2016 г.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в том числе предусмотрено, что с сотрудниками органов наркоконтроля, переведенными на службу в органы внутренних дел, с которыми ранее заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения предельного возраста, контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается на неопределенный срок.
С сотрудниками органов наркоконтроля, переведенными на службу в органы внутренних дел, не подпадающими под положения части 2 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, контракт заключается на срок, предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( часть 3 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации ( часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 22 ноября 2017 г. N 31-П, положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел; не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке и по истечении трех месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу ( пункт 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 31-П).
Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в связи с упразднением ФСКН России установлен упрощенный порядок приема сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а именно: в срок до 1 июня 2016 г. в отношении сотрудников органов наркоконтроля должны быть проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых сотрудники, изъявившие желание продолжить службу в органах внутренних дел, подлежали увольнению из органов наркоконтроля в порядке перевода на службу в органы внутренних дел в срок не позднее 31 мая 2016 г, их прием на службу в органы внутренних дел должен был производиться в течение трех месяцев с момента увольнения без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора. Истечение установленного трехмесячного срока с момента увольнения сотрудников из органов наркоконтроля не препятствует их поступлению на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке при условии, что они своевременно (то есть не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу.
Кроме того, приведенное правовое регулирование не предполагает отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении ФСКН России изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел. С этими сотрудниками заключается контракт на прохождение службы в органах внутренних дел на неопределенный срок или срочный контракт в зависимости от того, какой ранее контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля был с ними заключен.
Таким образом, если сотрудник упраздненной ФСКН России изъявил желание поступить на службу в органы внутренних дел и подал рапорт с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, в отношении этого сотрудника не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность его поступления на службу в органы внутренних дел, и ранее с ним в органах наркоконтроля был заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения им предельного возраста, то данный сотрудник имеет право на заключение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределенный срок.
Такое правовое регулирование предоставляет возможность сотруднику упраздненной ФСКН России продолжить службу в органах внутренних дел, не ухудшая свой правовой статус и материальное положение, а также отвечает требованиям справедливости и равенства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что с 05.09.2005 г. Курьянова И.В. принята на службу в ФСКН России, в связи с окончанием срока действия ранее заключенного контракта с К. 09.08.2010 г. был заключен контракт о прохождении службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с 5 сентября 2010 г. до достижения ею предельного возраста пребывания на службе, последняя занимаемая К. должность - ****, имела специальное звание ****.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, Указ) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой службы, а также штатная численность ( пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
Согласно материалам дела и объяснениям стороны истца в суде первой инстанции, К. выразила желание продолжить службу в органах внутренних дел, в связи с чем 12.05.2016 г. подала рапорт на имя Министра внутренних дел Российской Федерации о принятии ее на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 на равнозначную либо вышестоящую должность.
Приказом директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 31 мая 2016 г. N 241-лс подполковник полиции Курьянова И.В, главный эксперт Экспертно-криминалистического управления Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России, уволена со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с переводом в другой государственный орган), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, и исключена из списка сотрудников органов наркоконтроля 31 мая 2016 г.
13.06.2016 г. Курьяновой И.В. повторно был подан рапорт на имя Министра внутренних дел Российской Федерации о переводе ее на службу в МВД России, в котором содержалась просьба о переводе ее на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на должность не ниже главного эксперта (ЦА - центрального аппарата МВД России).
Также судом установлено, что в дальнейшем К. неоднократно подавались на имя Министра внутренних дел Российской Федерации рапорты о неисполнении в отношении ее требований Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 о переводе на службу в органы внутренних дел.
15 августа 2016 г. Департаментом государственной службы и кадров МВД России обращение К. о приеме на службу в МВД России направлено для рассмотрения в адрес ФГКУ "Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Экспертно-криминалистический центр МВД России), Главного управления МВД России по г. Москве, а также Главного управления МВД России по Московской области с указанием, что Главное управление собственной безопасности МВД России (исх. от 31.05.2016 г. N 19/сб-3/4200) не возражает против приема К. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Письменным ответом Экспертно-криминалистического центра МВД России от 05 сентября 2016 г. К. сообщено, что ввиду отсутствия вакантных должностей, которым бы соответствовала ее специальность и уровень квалификации, ее трудоустройство в Экспертно-криминалистический центр МВД России не представляется возможным.
Письмом Главного управления МВД России по Московской области от 06 сентября 2016 г. К. проинформировали о том, что ее обращение по вопросу приема на службу в органы внутренних дел Российской Федерации рассмотрено и для решения вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел ей рекомендовано обратиться в отдел кадров Управления по работе с личным составом Главного управления МВД России по Московской области.
Ответом Департамента государственной службы и кадров МВД России от 03 ноября 2016 г. К. разъяснено, что в случае желания поступить на службу в органы внутренних дел она может обратиться с соответствующим заявлением в любое подразделение органов внутренних дел, уполномоченное осуществлять прием граждан на службу, по ее выбору в порядке поступления граждан на службу, определенном статьями 9, 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также К. было сообщено, что по результатам рассмотрения поданных ею документов с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований, тестирования и других проверочных мероприятий при условии соответствия предъявляемым требованиям и наличия вакантных должностей руководство соответствующего подразделения системы МВД России может принять решение о приеме К. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
09 ноября 2016 г. К. повторно уведомлена о невозможности трудоустройства в Экспертно-криминалистический центр МВД России ввиду отсутствия вакантных должностей. Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России письмом от 20.12.2016 г. уведомило Департамент государственной службы и кадров МВД России о том, что К. с заявлением о принятии ее на службу в Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России не обращалась.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что сотрудником органов наркоконтроля К. были совершены все необходимые действия для поступления на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, однако МВД России в установленный законом трехмесячный срок с момента увольнения К. из органов наркоконтроля не приняло решения в отношении К, изъявившей при упразднении ФСКН России желание поступить на службу в органы внутренних дел, и не осуществило ее перевод на определенную должность в какое-либо подразделение МВД России, предложив К. подать документы для принятия на службу в органы внутренних дел в общем порядке как гражданину, вновь поступающему на службу в органы внутренних дел, однако МВД России в принятии К. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 фактически отказало.
В связи с чем доводы жалобы МВД России о том, что не было отказа К. в приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из упраздненной ФСКН России на конкретную должность и в конкретное подразделение МВД России, а также о том, что в отношении К. были соблюдены положения действующего законодательства, регулирующего увольнение сотрудников со службы в органах наркоконтроля в связи с упразднением ФСКН России обоснованно признаны судом несостоятельными.
Также судом верно отклонены доводы ответчика о том, что кандидатура К. была рассмотрена Экспертно-криминалистическим центром МВД России для принятия на службу в это подразделение, но она не была трудоустроена ввиду отсутствия вакантных должностей, соответствующих ее специальности и уровню квалификации, а также, что К. отказалась прибыть в Главное управление МВД России по Московской области для проведения собеседования и обсуждения условий дальнейшего прохождения службы.
Как установлено судом, представленный ответчиком список вакантных должностей в ЭКЦ МВД России по состоянию на 01.11.2016 г. и штатное расписание ФГКУ "ЭКЦ МВД России" содержит вакантные должности, соответствующие должности и квалификации истца, однако ответчиком не были предложены Курьяновой И.В. для их занятия, доказательств об отказе К. от них и от прохождения собеседования в Главном управлении МВД России по Московской области или в ином подразделении органов внутренних дел, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что К. были совершены необходимые действия для поступления на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (поданы рапорты о принятии на службу в органы внутренних дел), однако, уполномоченными лицами МВД России либо его территориальных подразделений мероприятия, которые обеспечили бы переход К. на службу в органы внутренних дел произведены не были.
Помимо этого, не имелось и других обстоятельств, препятствующих приему К. на службу в органы внутренних дел, доказательств обратного суду представлено не было. Данных, которые характеризовали бы деловые или моральные качества истца негативно, а также сведений о несоответствии ее квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ для поступления на службу в органы внутренних дел, в материалах дела не содержится.
Представителями ответчика в суде первой инстанции не приведено доказательств законности своих действий по непринятию К. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в рамках реализации нормативных предписаний Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 г. N 156 в срок, установленный частью 1 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 305-ФЗ, в связи с чем суд верно пришел к выводу о том, что К. были совершены необходимые действия для поступления на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (поданы рапорты о принятии на службу в органы внутренних дел), однако, уполномоченными лицами МВД России либо его территориальных подразделений мероприятия, которые обеспечили бы переход К. на службу в органы внутренних дел произведены не были.
По изложенным основаниям, суд признал отказ МВД России в приеме в порядка перевода К. с 01.06.2016 года в МВД России незаконным и возложил на МВД России обязанность по завершению организационно-штатных мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", обязав МВД России предложить К. равнозначную или равноценную по оплате ранее занимаемой должности соответствующей квалификации.
Вместе с тем, д оводы жалобы в части необоснованного возложения на ответчика обязанности предложить истцу имеющиеся вакантные должности, равнозначные или равноценные по оплате ранее занимаемой в Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков России должности, с учетом права руководителя МВД России самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению сотрудников в целях эффективной деятельности и рационального управления, заслуживают внимания исходя из следующего.
Из положений нормативных правовых актов, принятых в связи с упразднением ФСКН России и регламентирующих, в том числе, порядок перевода сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в их системной взаимосвязи с нормами Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ следует, что сотрудник упраздненной ФСКН России, изъявивший желание поступить на службу в органы внутренних дел и подавший рапорт с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с п/п. "б" п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156, в отношении которого не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность его поступления на службу в органы внутренних дел, и ранее с этим сотрудником в органах наркоконтроля был заключен контракт о прохождении службы в органах наркоконтроля до достижения им предельного возраста, имеет право на заключение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел на неопределенный срок и ему должны быть предложены вакантные должности в органах внутренних дел, соответствующие уровню его образования, стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам.
Такое правовое регулирование предоставляет возможность сотруднику упраздненной ФСКН России продолжить службу в органах внутренних дел, не ухудшая свой правовой статус и материальное положение, а также отвечает требованиям справедливости и равенства.
Учитывая, что судом первой инстанции в данной части допущена ошибка в толковании норм материального права и изложении резолютивной части решения, судебная коллегия полагает возможным, на основании пп.4 п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменить решение суда в данной части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: п ризнать незаконными действия МВД России, связанные с фактическим отказом в приеме К. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"; в озложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность принять К. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Кроме того, разрешая спор, суд сделал выводы о признании приказа ФСКН России от 31.05.2016 года N241-лс незаконным в части увольнения истца, тогда как увольнение К. произведено по данному приказу в соответствии с подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613, в связи с переводом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и не противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в части организации перевода данной категории сотрудников.
В этой связи признание судом приказа ФСКН России от 31 мая 2016 г. N 241-лс незаконным в части увольнения К. в связи с переводом с 31 мая 2016 г, влечет определенные правовые последствия для истца, и не позволит МВД России в дальнейшем принять последнюю на службу в органы внутренних дел, в связи с чем указанные противоречия подлежат устранению.
Также, обоснованы доводы жалобы ответчика и представления прокурора в части того, что суд не вправе был обязывать МВД России восстановить истца в должности согласно контракту, заключенному между К. и Российской Федерацией в лице ФСКН России на 31.05.2016 года, ввиду того что ФСКН России прекратило свое существование, а МВД Росси передана штатная численность ФСКН России и ее работники принимались на службу в органы внутренних дел через увольнение в порядке перевода.
В части требований К. об обязании засчитать время со дня увольнения до дня принятия на службу в выслугу лет для присвоения очередного специального звания, судебная коллегия находит данные требования заявлены истцом преждевременно и подлежат разрешению после принятия истца на службу в органы внутренних дел, поскольку судебная защита от возможного нарушения прав на будущее время законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может признать правомерным вывод суда первой инстанции в части признания приказа ФСКН России от 31.05.2016 года N241-лс незаконным об увольнении К. в связи с переводом с 31.05.2016 года; обязании МВД России восстановить К. в должности согласно контракту, заключенному между К. и Российской Федерацией в лице ФСКН на 31.05.2016 года; обязании МВД России засчитать К. время вынужденного прогула в стаж службы и в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания, и в данной части решение подлежит отмене, с принятием решения об отказе в данных требованиях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 декабря 2018 года в части признания приказа ФСКН России от 31.05.2016 года N241-лс незаконным в части увольнения К. в связи с переводом с 31.05.2016 года; обязании МВД России восстановить К. в должности согласно контракту, заключенному между К. и Российской Федерацией в лице ФСКН на 31.05.2016 года; обязании МВД России засчитать К. время вынужденного прогула в стаж службы и в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания, принять в указанной части по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. - отказать.
В остальной части решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 декабря 2018 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать незаконными действия МВД России, связанные с фактическим отказом в приеме К. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из ФСКН в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность принять К. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.