Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В,
при секретаре Петрове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-12/2019 по административному исковому заявлению Савкиной Нины Михайловны к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании уведомления незаконным
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Москомстройинвест по доверенности Михайловой А.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2019 года об удовлетворении требования.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного ответчика по доверенности Михайловой А.В, возражения административного истца Савкиной Н.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савкина Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, в котором просила признать незаконным решение об исключении из реестра пострадавших граждан от 25.06.2018 N 77-08-820/8.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2019 года от 04 февраля 2019 года административные исковые требования Савкиной Н.М. были удовлетворены; признано незаконным и отменено Решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест), оформленное Уведомлением об исключении из реестра пострадавших граждан от 25.06.2018г. за N 77-08-820/8 об исключении Савкиной Нины Михайловны из Реестра пострадавших граждан с восстановлением её в Реестре пострадавших граждан города Москвы.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, в том числе приобщенные на основании статьи 308 КАС РФ по определению судебной коллегии от 24 мая 2019 года акт приемки законченного производством строительно-монтажных работы жилого дома от 29 сентября 2005 года, распоряжение от 29 декабря 2005 года N 2713-В-РП о вводе в эксплуатацию жилого дома, выслушав объяснения представителя административного ответчика Москомстройинвест по доверенности Михайловой А.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца Савкиной Н.М, полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени ии месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226 КАС РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что на основании постановления Правительства Москвы от 13.04.2004 N233-ПП "О реализации экспериментальной инвестиционно-строительной программы по комплексной застройке территории района Кожухово (Восточный административный округ)" и инвестиционного контракта от 11.11.2004 N13-001201-5301-0013-00001-04, заключенного между Правительством Москвы и ЗАО "Мосстроймеханизация-5", ОАО "Домостроительный комбинат N1", ЗАО "Строительное управление N155", ЗАО "Мосфундаментстрой- 6", ЗАО "СУ-83 МФС", АКБ "Русский национальный инвестиционный банк" осуществлялось строительство жилого дома по адресу: г.Москва, *, мкр. *-*, корп. *,
Савкина Н.М. участвовала в данных правоотношениях посредством Договора N2640-03/05 от 18.10.2005г, заключенного между ЗАО "Пересвет-Инвест" и ЗАО "Энергостройкомплект-М", Предварительного договора NКЖ-ЭСКМ-ПД/11-3-2/1 от 03.04.2006г, заключенного с ЗАО "Энергостройкомплект-М".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 октября 2012 г. ЗАО "Энергостройкомплект-М" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство; определением Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2014 года требования Савкиной Н.М. в связи с заключенным договором включено в реестр требований кредиторов ЗАО "Энергстройкомплект-М" как участника строительства. Постановлением от 01.09.2010г. административный истец признана потерпевшей по уголовному делу N89004 в связи с привлечением денежных средств в строительство многоквартирного дома по указанному адресу.
Савкина Нина Михайловна, чьи права в связи с участием в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Москва, *, мкр. *-*, корп. *, секция *, тип секции (*эп-*), этаж*, N* на площадке нарушены, решением Москомстройинвеста от 04 декабря 2014 года за N 77-08-869/4-1 по результатам рассмотрения ее заявления была включена в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории города Москвы и чьи права нарушены (далее - Реестр пострадавших граждан города Москвы) на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Решением Москомстройинвеста, оформленным уведомлением от 25.06.2018г. за N 77-08-820/8, административный ответчик исключил административного истца из Реестра пострадавших граждан города Москвы на основании подпункта 2 пункта 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.16 года N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" в связи с вводом в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого являлся пострадавший гражданин.
Указанный жилой дом был построен и принят приемочной комиссией 29.09.2005, как завершенный строительством объект недвижимости. 08.08.2006г. административному истцу было выдано направление на оформление документов по коммунальным услугам и временный ордер на вселение в жилое помещение по адресу: г. Москва, ул. *, д. *. кв. *.
Оценив собранные по делу доказательства, суд посчитал, что, несмотря на указанные обстоятельства права, административного истца как лица, пострадавшего в связи с участием в долевом строительстве многоквартирного дома, не восстановлены, право собственности на квартиру не оформлено, в связи с чем законных оснований у административного ответчика для исключения ее из реестра пострадавших граждан города Москвы не имелось. Доказательств обратного административный ответчик суду не представил.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Согласиться с обоснованностью вывода суда об удовлетворении заявленных Савкиной Н.М. требований, судебная коллегия, подробно исследовавшая материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценившая доводы сторон по существу спора, не может; они не соответствуют закону и фактическим обстоятельствам.
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4 статьи 23 N ФЗ-214).
В силу части 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. N 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан.
Подпунктом 2 пункта 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, установлено, что пострадавший гражданин подлежит исключению из реестра в случае ввода в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин, или удовлетворения требований пострадавшего гражданина иным способом, свидетельствующим о восстановлении его нарушенных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 названной статьи).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства ( ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установлено, что объект по адресу: г. Москва, *, мкрн. *-*, корп. *, в связи с участием в долевом строительстве которого была включена в реестр пострадавших административный истец, введён в эксплуатацию распоряжением Префекта ВАО г. Москвы от 29.12.2006 N 2713-В-РП, которое никем не оспорено, не отменено; многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: г. Москва, ул. *, д. *.
В материалы дела представлен акт приемки законченного производством строительно-монтажных работ жилого дома приемочной комиссией.
Лица, участвующие в деле, не отрицают, что жилое помещение (квартира 111 в указанном доме) фактически передано Савкиной Н.М, что также подтверждается направлением на оформление документов на коммунальные услуги на имя административного истца, являющейся владельцем двухкомнатной квартиры N* по адресу: г. Москва, ул. *, д.* и временным ордером на вселение в указанное жилое помещение.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу о том, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что оспариваемое решение не соответствует закону, нарушает права административного истца.
Доводы административного истца о существующих проблемах в связи с оформлением права собственности на приобретенное и фактически полученное жилье не дают оснований полагать, что оспариваемое решение противоречит подпункту 2 пункта 12 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан". Защита права собственности осуществляется предусмотренными законом способами (ст. 12 ГК РФ).
При таком положении решение суда, в котором правильной оценки установленные по делу обстоятельства не получили, выводы суда не соответствует фактическим обстоятельствам и нормам материального права, законным и обоснованным не является и на основании пунктов 1, 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 04 февраля 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Савкиной Нины Михайловны к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании Уведомления об исключении из реестра пострадавших граждан от 25 июня 2018 года N 77-08-820/8 - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.