Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Родиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества "Калужская сельскохозяйственная ярмарка" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
АО "Калужская сельскохозяйственная ярмарка" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7 и земельных участков с кадастровыми номерами *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15, *16.
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий и земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ИП Мирошник Ю.С, по состоянию на 1 января 2018 года в размере 2 272 375 860 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *1, в размере 125 724 442 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *2, в размере 712 872 915 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *3, в размере 89 993 537 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *4, в размере 126 643 573 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *5, в размере 59 965 223 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *6, в размере 205 310 142 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *8, в размере 355 133 299 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *9, в размере 126 324 738 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *10, в размере 95 816 400 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *11, в размере 69 210 420 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *12, в размере 25 199 920 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *13, в размере 38 641 800 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *14, в размере 91 529 532 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *15, в размере 31 407 103 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *16; по состоянию на 20 февраля 2018 года в размере 88 964 611 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *7.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 5 370 974 187 рублей 67 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером *1, в размере 315 814 663 рублей 58 копеек в отношении здания с кадастровым номером *2, в размере 1 692 129 688 рублей 14 копеек в отношении здания с кадастровым номером *3, в размере 227 575 836 рублей 97 копеек в отношении здания с кадастровым номером *4, в размере 209 900 530 рублей 48 копеек в отношении здания с кадастровым номером *5, в размере 147 373 818 рублей 70 копеек в отношении здания с кадастровым номером *6, по состоянию на 20 февраля 2018 года в размере 207 368 996 рублей 51 копейки в отношении здания с кадастровым номером *7.
Административный истец также указал на то, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15, *16, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 886 444 284 рублей 66 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *9, в размере 521 834 811 рублей 94 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *8, в размере 483 667 053 рублей 38 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *10, в размере 241 596 607 рублей 50 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *11,в размере 154 712 681 рубля 05 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *12,в размере 521 834 811 рублей 94 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *13,в размере 96 081 312 рублей 32 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *14,в размере 696 932 720 рублей 12 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *15, в размере 40 461 014 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *16.
Поскольку общество является собственником нежилых зданий, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, поскольку её размер исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель АО "Калужская сельскохозяйственная ярмарка" по доверенности Подлужная А.Х.в судебном заседании представила ходатайство об уточнении заявленных требований; просила установить кадастровую стоимость нежилых зданий и земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы. Также заявила ходатайство об отказе от иска в части требований об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *16. Отказ от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Аванесян М.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, 77:06:0008009:211, в отношении которых утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года в размере 5 370 974 187 рублей 67 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером *1, в размере 315 814 663 рублей 58 копеек в отношении здания с кадастровым номером *2, в размере 1 692 129 688 рублей 14 копеек в отношении здания с кадастровым номером *3, в размере 227 575 836 рублей 97 копеек в отношении здания с кадастровым номером *4, в размере 209 900 530 рублей 48 копеек в отношении здания с кадастровым номером *5, в размере 147 373 818 рублей 70 копеек в отношении здания с кадастровым номером *6, по состоянию на 20 февраля 2018 года в размере 207 368 996 рублей 51 копейки в отношении здания с кадастровым номером *7, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости и выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец также является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15, что подтверждается представленными в материалы дела договорами аренды (т. 1, л.д. 33-213). По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 886 444 284 рублей 66 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *9, в размере 521 834 811 рублей 94 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *8, в размере 483 667 053 рублей 38 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *10, в размере 241 596 607 рублей 50 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *11, в размере 154 712 681 рубля 05 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *12, в размере 521 834 811 рублей 94 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *13, в размере 96 081 312 рублей 32 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *14, в размере 696 932 720 рублей 12 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *15, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных зданий уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административный истец в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивает арендную плату за земельные участки, расчет которой производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности АО "Калужская сельскохозяйственная ярмарка" как плательщика налога и арендатора.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельных участков, административный истец 21 января 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
АО "Калужская сельскохозяйственная ярмарка" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, земельных участков представило в суд отчеты от 28 июня 2017 года NN *, *, *, *, *, *, *, *, подготовленные по заданию заявителя ИП Мирошник Ю.С, в которых по состоянию на 1 января 2018 года определена рыночная стоимость в размере 2 272 375 860 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *1, в размере 125 724 442 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *2, в размере 712 872 915 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *3, в размере 89 993 537 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *4, в размере 126 643 573 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *5, в размере 59 965 223 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *6, в размере 205 310 142 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *8, в размере 355 133 299 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *9, в размере 126 324 738 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *10, в размере 95 816 400 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *11, в размере 69 210 420 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *12, в размере 25 199 920 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *13, в размере 38 641 800 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *14, в размере 91 529 532 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *15; по состоянию на 20 февраля 2018 года в размере 88 964 611 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером *7.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Московский кадастровый центр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий и земельных участков, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *1 по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3 666 714 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *2 - 193 304 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *3 - 1 076 625 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *4 - 226 178 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *5 - 192 846 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *6 - 85 154 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *8- 270 494 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *9 - 416 741 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *10 - 324 698 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *11 - 109 242 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *12 - 144 381 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *13 - 17 788 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *14 - 71 602 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *15 - 339 120 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером *7 по состоянию на 20 февраля 2018 года - 150 087 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ИП Мирошник Ю.С, и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий и земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ИП Мирошник Ю.С, а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6 и земельных участков с кадастровыми номерами *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15по состоянию на 1 января 2018 года, нежилого здания с кадастровым номером *7 по состоянию на 20 февраля 2018 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий и земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что АО "Калужская сельскохозяйственная ярмарка" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7 и земельных участков с кадастровыми номерами *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату их обращения в суд - 21 января 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 3 666 714 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *2 - в размере 193 304 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *3 - в размере 1 076 625 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *4 - в размере 226 178 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *5 - в размере 192 846 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером *6 - в размере 85 154 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *7 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 февраля 2018 года, в размере 150 087 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *8 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 270 494 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *9 - в размере 416 741 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *10 - в размере 324 698 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *11 - в размере 109 242 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *12 - в размере 144 381 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *13 - в размере 17 788 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *14 - в размере 71 602 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *15 - в размере 339 120 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 января 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.