Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Родиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЗАО "ОЛМИНЕЯ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ОЛМИНЕЯ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 в размере 4 472 000 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 2 787 600 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 8 186 400 рублей, помещения с кадастровым номером *4 - в размере 5 116 800 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 12 366 000 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 970 800 рублей, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 5 456 400 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 10 030 800 рублей, помещения с кадастровым номером *9 - в размере 1 642 800 рублей, помещения с кадастровым номером *10 - в размере 252 714 000 рублей, помещения с кадастровым номером *11 - в размере 252 546 000 рублей, помещения с кадастровым номером *12 - в размере 252 308 400 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "КГФУ".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 15 510 158 рублей 21 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *1; 7 395 535 рублей 24 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *2; 14 015 680 рублей 54 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *3; 8 996 816 рублей 93 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *4; 35 408 840 рублей 45 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *5; 2 333 974 рублей 17 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *6; 14 950 792 рублей 74 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *7; 26 326 335 рублей 86 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *8; 2 352 947 рублей 10 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *9; 273 046 406 рублей 01 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *10; 272 875 458 рублей 09 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *11, 272 633 249 рублей 43 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *12.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель ЗАО "ОЛМИНЕЯ" по доверенности Россамахин К.Н. в судебном заседании требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества уточнил, просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Родин В.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ЗАО "ОЛМИНЕЯ" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 15-50).
По состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 15 510 158 рублей 21 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *1; 7 395 535 рублей 24 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *2; 14 015 680 рублей 54 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *3; 8 996 816 рублей 93 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *4; 35 408 840 рублей 45 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *5; 2 333 974 рублей 17 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *6; 14 950 792 рублей 74 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *7; 26 326 335 рублей 86 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *8; 2 352 947 рублей 10 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *9; 273 046 406 рублей 01 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером *10; 272 875 458 рублей 09 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *11, 272 633 249 рублей 43 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *12(выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 51-62).
Административный истец ЗАО "ОЛМИНЕЯ" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ЗАО "ОЛМИНЕЯ" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 28 января 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ЗАО "ОЛМИНЕЯ" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет от 15 января 2019 года N * (т. 1, л.д. 63-247), подготовленный ООО "КГФУ", в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена в размере 4 472 000 рублей, помещения с кадастровым номером *2 - в размере 2 787 600 рублей, помещения с кадастровым номером *3 - в размере 8 186 400 рублей, помещения с кадастровым номером *4 - в размере 5 116 800 рублей, помещения с кадастровым номером *5 - в размере 12 366 000 рублей, помещения с кадастровым номером *6 - в размере 970 800 рублей, помещения с кадастровым номером *7 - в размере 5 456 400 рублей, помещения с кадастровым номером *8 - в размере 10 030 800 рублей, помещения с кадастровым номером *9 - в размере 1 642 800 рублей, помещения с кадастровым номером *10 - в размере 252 714 000 рублей, помещения с кадастровым номером *11 - в размере 252 546 000 рублей, помещения с кадастровым номером *12 - в размере 252 308 400 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Финконсалт-Центр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 определена экспертом в размере 7 210 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 3 290 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 6 470 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 4 050 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 15 910 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 970 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 6 930 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 11 620 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - в размере 1 830 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *10 - в размере 223 550 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *11 - в размере 223 390 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *12 - в размере 223 190 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "КГФУ", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "КГФУ", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату их обращения в суд - 28 января 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 7 210 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 3 290 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 6 470 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - в размере 4 050 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - в размере 15 910 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - в размере 970 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 6 930 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 11 620 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - в размере 1 830 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *10 - в размере 223 550 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *11 - в размере 223 390 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *12 - в размере 223 190 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 января 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.