Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю,
при секретаре Футерко И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2265/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стримлайн Сервис" об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: ***, установленной по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4 914 195,02 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 466 820,77 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 565 980,46 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 045 093,60 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 110 992 289,93 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 946 586,90 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 045 093,60 рублей. Просит установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 26 марта 2019 года N 45-У, подготовленном оценщиком АНО "УГМ-С", по состоянию на 1 января 2018 года, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 729 650 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 929 479 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 830 824 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 738 480 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 65 701 764 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 021 055 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 738 480 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше нежилые помещения. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов капитального строительства, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца явился, заявленные требований поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Стримлайн Сервис" принадлежат на праве собственности объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: ***, расположенные по адресу: ***.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 р аспоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости помещений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером ***установлена в размере 4 914 195,02 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 466 820,77 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 565 980,46 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 045 093,60 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 110 992 289,93 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 946 586,90 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 045 093,60 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", он является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 26 марта 2019 года N 45-У, подготовленный оценщиком АНО "УГМ-С", в котором по состоянию на 1 января 2018 года, определена рыночная стоимость для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 729 650 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 1 929 479 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 830 824 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 738 480 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 65 701 764 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 3 021 055 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 738 480 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда от 10 апреля 2019 года по ходатайству представителя административных ответчиков Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Ко-Инвест" Табаковой С.А.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 16 мая 2019 года N ЭЗ - 035//19 отчёт об оценке от 26 марта 2019 года N 45-У, подготовленный оценщиком АНО "УГМ-С", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость нежилых помещений не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена экспертом для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4 290 600 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 280 846 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 982 121 рублей, ***в размере 639 671 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 89 973 895 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 616 835 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 639 671 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами ( статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
Не доверять выводам эксперта Табаковой С.А. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт Табакова С.А. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости нежилых помещений, содержащиеся в отчёте об оценке от 26 марта 2019 года N 45-У, подготовленный оценщиком АНО "УГМ-С", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному доказательству.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости ( статья 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимости, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 4 290 600 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 280 846 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 982 121 рублей, ***в размере 639 671 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 89 973 895 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 2 616 835 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером ***в размере 639 671 рублей, то есть в ином размере, чем указано в административном исковом заявлении ООО "Стримлайн Сервис", поскольку именно такой размер рыночной стоимости для названных объектов недвижимости нашёл своё объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства. В удовлетворении требований ООО "Стримлайн Сервис" об установлении рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 26 марта 2019 года N 45-У, подготовленном оценщиком АНО "УГМ-С" суд отказывает.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд -3 апреля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Стримлайн Сервис" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 4 290 600 (четыре миллиона двести девяносто тысяч шестьсот) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 2 280 846 (два миллиона двести восемьдесят тысяч восемьсот сорок шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 982 121 (девятьсот восемьдесят две тысячи сто двадцать один) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 639 671 (шестьсот тридцать девять тысяч шестьсот семьдесят один) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 89 973 895 (восемьдесят девять миллионов девятьсот семьдесят три тысячи восемьсот девяносто пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 2 616 835 (два миллиона шестьсот шестнадцать тысяч восемьсот тридцать пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 639 671 (шестьсот тридцать девять шестьсот семьдесят один) рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Стримлайн Сервис" - отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 апреля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
Казаков М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.