Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Доолотбека у.Б. на вступившее в законную силу постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 01 октября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 01 октября 2018 года гражданин Кыргызской Республики Доолотбек уулу Бексултан признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000,00 (семь тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-.30.3 КоАП РФ, постановление судьи районного суда не обжаловалось.
В настоящей жалобе Доолотбек у.Б. просит об отмене указанного судебного акта, ссылаясь на необходимость применения к нему положений Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).
В соответствии с ч.2 ст.30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 30 сентября 2018 года в 15 часов 40 минут по адресу: г. Москва, проспект Мира, вл. 119, в районе павильона N1, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОП по обслуживанию ВВЦ выявлен гражданин Кыргызской Республики Доолотбек у.Б, прибывший в Российскую Федерацию 27.10.2017, и который по истечении срока пребывания 24.01.2018 территорию Российской Федерации не покинул, что явилось нарушением п.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Кроме того, на момент выявления у Доолотбека у.Б. документы, подтверждающие законное право пребывания на территории Российской Федерации, отсутствовали.
Учитывая, что постановлением начальника ОМВД России по Мещанскому району УВД по ЦАО г. Москвы от 06.04.2018, вступившим в законную силу 17.04.2018 и постановлением начальника ОМВД России по Мещанскому району УВД по ЦАО г.Москвы от 17.05.2018, вступившим в законную силу 29.05.2018 Доолотбек у.Б. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, действия Доолотбека у.Б. квалифицированы судьей районного суда по ч.5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Делая вывод о виновности Доолотбека у.Б. в совершении административного правонарушения по ч.5 ст.18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на следующею совокупность доказательств: протокол об административном правонарушении; рапорт ОП по обслуживанию ВВЦ ; выписку из АС ЦБДУИГ; справку из базы данных ИБД-Р ГУ МВД России по г.Москве; письменные объяснения Доолотбека у.Б, отобранные у него на досудебной стадии производства по делу должностным лицом; копии вступивших в законную силу постановлений начальника ОМВД России по Мещанскому району УВД по ЦАО г. Москвы от 06.04.2018 и 17.05.2018; иные материалы дела.
Между тем с выводами судьи районного суда нельзя согласиться.
Согласно ч.1 ст.18.8 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Административная ответственность по ч.5 ст.18.8 КоАП РФ наступает за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Таким образом, действующая редакция КоАП РФ не предусматривает возможности квалификации по ч.5 ст. 18.8 названного Кодекса действий иностранного гражданина, выразившихся в повторном в течение одного года совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 или ч. 3.1 указанной статьи.
Из содержания представленных в материалы дела копий постановлений начальника ОМВД России по Мещанскому району УВД по ЦАО г.Москвы от 06.04.2018 и 17.05.2018 следует, что Доолотбек у.Б. нарушил правила миграционного учета, поскольку не исполнил обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в г.Москве, за что предусмотрена административная ответственность, установленная ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ (л.д.24-27, 34-37).
Следовательно, в рамках настоящего дела повторность не может рассматриваться в качестве квалифицирующего признака объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, при наличии которого административная ответственность наступает по ч. 5 названной статьи.
Кроме того, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с названным выше Федеральным законом.
В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в городе Астане 29 мая 2014 года, участником которого является Кыргызская Республика, в числе прочего, определено, что трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений данного Договора. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг). Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов ( п.п.4 - 7 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе).
При подаче жалобы на вступивший в законную силу судебный акт Доолотбек у.Б. указал, что документы, подтверждающие законность его временного пребывания на территории Российской Федерации у него имелись.
Как усматривается из выписки АС ЦБДУИГ и имеющихся в деле документов, Доолотбек у.Б. прибыл на территорию Российской Федерации 08.09.2017, срок его пребывания был установлен до 31.07.2018, цель въезда указана учеба (л.д.16-21,38). Доолотбек у.Б. был поставлен на миграционный учет до 31.07.2018 ФГБОУ ВО "***" в Республике "***", откуда убыл 03.11.2017 и с 09.11.2017 на срок до 24.01.2018 был поставлен принимающей стороной ООО ""***"" на учет по месту пребывания по адресу "***" (л.д.39).
Как следует из представленных при подаче жалобы документов, Доолотбек у.Б. был зачислен в ФГБОУ ВО ""***"" (Республика "***") с 01 сентября 2014 года, планируемый срок окончания обучения - 31 августа 2018 года. Доолотбеку у.Б. были предоставлены академические отпуска с 08 ноября 2017 года по 08 ноября 2018 года и с 08 ноября 2018 года по 08 ноября 2019 года.
Согласно выписке из базы данных "Территория" Доолотбек у.Б. был поставлен на миграционный учет по месту пребывания на период с 09.11.2018 по 21.09.2018 по адресу "***"; на период с 21.09.2018 по 20.09.2019 по адресу "***".
Изложенное указывает, что срок пребывания в Российской Федерации был продлен Доолотбеку у.Б. уполномоченным в сфере миграции органом в установленном законом порядке. Основания для вывода должностного лица и судьи районного суда о нарушении Доолотбеком у.Б. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации отсутствовали.
Выводы судьи районного суда о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.18.8 КоАП РФ сделаны без учета приведенных выше положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, международных договоров и не основаны на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление Останкинского районного суда города Москвы от 01 октября 2018 года, вынесенное в отношении Доолотбека у.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. Ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит отмене. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Доолотбека у.Б. удовлетворить.
Постановление судьи Останкинского районного суда города Москвы от 01 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст.18.8 КоАП РФ, вынесенное в отношении Доолотбека у.Б. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М.Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.