Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., изучив кассационную жалобу Подгоровой Н.Б., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 04.06.2019 г., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11.12.2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.03.2019 г. по гражданскому делу по иску Подгоровой Н.Б. к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании предоставить данное жилое помещение,
установил:
Подгорова Н.Б. обратилась в Пресненский районный суд г.Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании предоставить данное жилое помещение.
Свои исковые требования мотивировав тем, что истец родилась * года. В несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Так, решением * от * г. из актовой записи о рождении истца сведения об отце * были исключены. Мать истца с * г. по настоящее время на постоянной основе находится в *. Решением исполкома * от * истцу был назначен опекун *, проживающая по адресу: *. С момента установления опеки со стороны тети * истец проживает в Москве на площади бывшего опекуна (затем - попечителя) * в комнате * кв.м *-х комнатной коммунальной квартиры общей площадью * жилой площадью * кв.м по адресу: * (приведенная площадь комнаты - * кв.м), где с * г. зарегистрирована по месту жительства. В комнате по указанному адресу также зарегистрированы: *, * г.р. (тетя - бывший опекун, затем - попечитель), *, * г.р. (сын тети), *, * г.р. (внучка тети).
На основании распоряжения Главы управы района "Филевский парк" ЗАО от * г. N * истец в составе семьи опекуна * из трех человек (опекун, ее сын *, * г.р, истец) были приняты на жилищный учет по общим основаниям.
06.02.2018 г. истец обратилась в Правительство Москвы с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ответ на которое в письме Департамента городского имущества от 21.02.2018 N * сообщалось, что на момент обращения истцу исполнилось * года, а потому Подгорова Н.Б. не подпадает под категорию "детей".
23.08.2018 г. истец обратилась с заявлением и пакетом необходимых документов в уполномоченную Департаментом социальной защиты населения города Москвы организацию - ГБУ Центр "Детство" - включить ее в списки детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений и предоставить соответствующее жилое помещение. В письме и.о. директора ГБУ Центр "Детство" от * истцу в удовлетворении заявления было отказано.
Истец указывала, что возникновение ее права на получение жилья связано с тем, что с 1998 г. она состояла на жилищном учете и имела статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу п. 2 ч.3 ст. 57 ЖК РФ, и подлежит обеспечению жилым помещением в льготном порядке.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 11.12.2018г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.03.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11.12.2018г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В силу ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Федеральный закон от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N15903 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ N159-ФЗ) закреплен исчерпывающий перечень понятий, применяемых в целях регулировании правоотношений связанных с общими принципами, содержания и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в целях регулирования правоотношений, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа дет сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 109 ЖК РФ (п. 1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ), так законом закреплены следующие статусы зависимости от возрастных групп: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба и единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей; в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказаний в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г. до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как в силу прямого указания данного закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей являющегося необходимым условием получения мер социальной поддержки, а потому истец в силу закона не подпадает под указанные условия.
Аналогичная позиция высказана и в Определении Конституционного суда РФ от 26.05.2016 г. N1037-О.
Судом установлено, что решением исполкома Маячнинского сельского совета народных депутатов от * истцу Подгоровой Н.Б, * г.р, был назначен опекун * (тетя), проживающая по адресу: *. Решением * из актовой записи о рождении истца сведения об отце * были исключены. Мать истца с * г. по настоящее время на постоянной основе находится в *.
С момента установления опеки со стороны тети * г. истец проживает в Москве на площади бывшего опекуна (затем - попечителя) * комнате * кв.м *-х комнатной коммунальной квартиры общей площадью * кв.м, жилой площадью * кв.м. по адресу: * (приведенная площадь комнаты - * кв.м), где с * г. зарегистрирована по месту жительства. В комнате по указанному адресу также зарегистрированы: *, * г.р. (тетя - бывший опекун, затем - попечитель), *, * г.р. (сын тети), *, * г.р. (внучка тети).
На основании распоряжения Главы управы района "Филевский парк" ЗАО от * г. N * истец в составе семьи опекуна * из трех человек (опекун, ее сын *, * г.р, истец) были приняты на жилищный учет по общим основаниям.
06.02.2018 г. истец обратилась в Правительство Москвы с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ответ на которое в письме Департамента городского имущества от 21.02.2018 N * сообщалось, что на момент обращения истцу исполнилось * года, а потому Подгорова Н.Б. не подпадает под категорию "детей".
23.08.2018 г. истец обратилась с заявлением и пакетом необходимых документов в уполномоченную Департаментом социальной защиты населения города Москвы организацию - ГБУ Центр "Детство" - включить ее в списки детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений и предоставить соответствующее жилое помещение. В письме и.о. директора ГБУ Центр "Детство" от * истцу в удовлетворении заявления было отказано.
Установив, что Подгоровой Н.Б. свыше * лет, доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23-х лет не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеизложенных нормативно правовых актов, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как достижение возраста более 23-х лет влечет утрату статуса сироты и возможность постановки на соответствующий учет с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Кроме того, суд верно установлено, что истцом пропущен срок исковой давности.
В соответствии ч ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По смыслу приведенных выше положений, если ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, то суд в качестве юридически значимого обстоятельства должен учесть, что срок исковой давности начинает исчисляться не только со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права, но и со дня, когда лицо должно было узнать о нарушении своего права.
Опекун был назначен истцу * года, с этого момента истец проживает в городе Москве на площади своего опекуна.
Таким образом, истец должна была обратиться с заявлением о постановке на учет как ребенок, оставшихся без попечения родителей в период с 18 до 23 лет. Следовательно, у истца, * года рождения, срок давности истек 03.09.2009 г.
С иском в суд истец обратилась 16.10.2018 года, т.е. срок исковой давности истек. Также судом было принято во внимание, что со стороны истца не было заявлено ходатайства о восстановлении пропущенного срока исковой давности, с указанием причин пропуска срока.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, так как они соответствует установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы заявителя о том, что суд первой инстанции необоснованно применил последствия пропуска срока исковой давности, признаны судом апелляционной инстанции не состоятельными, поскольку указанные доводы не основаны на законе и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду не представлено надлежащих доказательств того, что до достижения 23 лет Подгорова Н.Б. обращалась в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади вне очереди по категории "ребенок, оставшийся без попечения родителей" (до достижения 18 лет) или "лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей" (после достижения 18 лет до 23 лет).
Ссылка заявителя на то, что с * года истец состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, не свидетельствует о том, что до достижения возраста 23 лет истец реализовала свое право на обращение с заявлением о постановке на учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылка на то, что в ноябре * года опекун обращалась с заявлением в Префектуру ЗАО г. Москвы о предоставлении отдельной жилой площади подопечной Подгоровой Н.Б, признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку в удовлетворении требований опекуна было отказано ввиду отсутствия сведений о ранее занимаемой подопечной жилой площади.
Судом установлено, что получив вышеуказанные сведения * года, повторно ни опекун, ни сама Подгорова Н.Б. с заявлением о предоставлении жилой площади как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не обращались.
Указанные обстоятельства также подтверждают вывод суда первой инстанции, что истец своевременно узнала о наличии у нее права на предоставление ей жилого помещения, однако своим правом в установленный законом период с 18 до 23 лет, не воспользовалась.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов нижестоящих инстанций или опровергали выводы судебных актов, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене состоявшихся судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах и иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Подгоровой Н.Б. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11.12.2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.03.2019 г. по гражданскому делу по иску Подгоровой Н.Б. к Департаменту городского имущества города Москвы, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании предоставить данное жилое помещение - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда С.Э. Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.