Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хлынова В.А. на постановление судьи Хамовнического районного суда Москвы от 06.03.2019, которым Хлынов В.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст.20.2 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
08.10.2018 инспектором ГИАЗ ОМВД России по району Хамовники г. Москвы в отношении Хлынова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Хлынов В.А. ставит вопрос об отмене названного постановления, прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, недоказанностью факта совершения вменяемого ему правонарушения, указывает на излишнюю суровость назначенного ему наказания.
Хлынов В.А. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Руководствуясь положениями ст. 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии основани й для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует и судьей районного суда установлено, что 06.10.2018 в 21:05 Хлынов В.А, находясь по адресу: г. Москва, *** в составе группы граждан в количестве 10 человек, являясь участником публичного мероприятия, несогласованного с органами исполнительной власти г. Москвы, проходившего в форме митинга, находясь непосредственно перед входом в ОМВД России по району Тверской в г.Москве, скандируя лозунги тематического содержания, создавал препятствия для входа/выхода граждан в территориальный отдел полиции, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить данные действия не реагировал, тем самым нарушил требования Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения административного правонарушения и вина Хлынова В.А. в его совершении подтверждаются: рапортами и письменными объяснениями полицейских ***.; протоколом об административном правонарушении ЦАО N *** от 08.10.2018, в котором подробно изложено событие правонарушения; протоколом ЦАО N *** о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 08.10.2018; протоколом ЦАО N *** об административном задержании от 08.10.2018; письменными объяснениями полицейских ***; письмами Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы Правительства Москвы от 09.10.2018, из содержания которого усматривается, что проведение публичного мероприятия по адресу: Москва, *** не согласовывалось; видеозаписью правонарушения, из содержания которой усматривается факт участия Хлынова В.А. в совершении вмененного правонарушения, в ходе которого созданы препятствия для входа/выхода граждан в территориальный отдел полиции; показаниями в суде первой инстанции свидетелей ***.;
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, являющееся участником публичного мероприятия в форме шествия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Довод жалобы об отсутствии события данного административного правонарушения, со ссылкой на то, что Хлынов В.А. не принимал участия в незаконном публичном мероприятии, является несостоятельным, поскольку опровергается совокупностью доказательств, исследованных и оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности ( ст. 4).
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений ( п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств ( ч. 3 ст. 6 Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Вывод о наличии в действиях Хлынова В.А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Хлынова В.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Из установленных по делу обстоятельств, в т.ч. видеозаписи правонарушения следует, что Хлынов В.А. в составе группы граждан, являясь участником публичного мероприятия, несогласованного с органами исполнительной власти в лице Правительства города Москвы и Префектуры ЦАО г. Москвы, проходившего в форме митинга, создал помехи для беспрепятственного движения пешеходов, вход/выхода граждан в отдел полиции Тверской.
Д ействия Хлынова В.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ и требованиями КоАП РФ.
Оснований не согласиться с оценкой доказательств, данной нижестоящей судебной инстанцией, не имеется.
Довод жалобы о фальсификации имеющихся в материалах дела доказательств не подтвержден.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Хлынова В.А, представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
При этом положенные в основу обжалуемого постановления рапорта и письменные объяснения сотрудников полиции ***, предупрежденных об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, отвечают требованиям ст. 26.3 КоАП РФ, поскольку указанные сотрудники полиции ранее не знакомы с Хлыновым В.А, какие-либо данные о наличии причин для оговора последнего с их стороны отсутствуют, их показания полностью согласуются между собой и с другими представленными в дело доказательствами.
Показания, изложенные в рапортах и письменных объяснениях, сотрудники полиции ***. полностью подтвердили в суде первой инстанции.
Довод жалобы о нарушении права Хлынова В.А. на защиту не подтвержден. Дело в отношении Хлынова В.А. рассмотрено с его участием и с участием защитника Дубинина Н.А, которые пользовались своим процессуальными правами в полном объеме. В этой связи оснований полагать, что право Хлынова В.А. на защиту было нарушено, не имеется.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении Хлынова В.А. также норм КоАП РФ, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Иные доводы жалобы, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку проверялись судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и были обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в судебном акте. Выводы судьи нижестоящей инстанции в этой части сомнений не вызывают и оснований для их пересмотра, о чем заявитель просит в настоящей жалобе, не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей назначено Хлынову В.А. судьей в пределах санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 3.9, 4.1 КоАП РФ, личности виновного, а также характера совершенного административного правонарушения.
Оснований для отмены или изменения назначенного наказания, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Назначенное Хлынову В.А. административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями ( ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы суда о виде и размере назначенного Хлынову В.А. наказания, и повлечь назначение ему наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в материалах дела не имеется и заявителем в настоящей жалобе не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Хамовнического районного суда Москвы от 06.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Хлынова В.А, оставить без изменения, жалобу Хлынова В.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.