Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГУП г. Москвы "Московский Метрополитен" Худякова О.И. на постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве N 518 от 19 июня 2018 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 14 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ГУП г. Москвы "Московский Метрополитен"
установил:
Постановлением главного государственного санитарного врача по г. Москве N 518 от 19 июня 2018 года ГУП "Московский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГУП "Московский метрополитен" по доверенности Иртикеева В. С. обратилась с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не допущено; в постановлении не указаны обстоятельства, послужившие основанием к применению штрафа в размере 20 000 руб, а не минимального.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ГУП г. Москвы "Московский Метрополитен" обжалует указанные акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельством дела, представленным доказательствам; судьей не учтено, что событие и состав вмененного правонарушении отсутствуют, сотрудники медицинской службы метрополитена не обязаны проходить раз в 6 месяце обследование на туберкулез, все работники здравпунктов метро, подлежащие вакцинации, были вакцинированы и привиты, решение суда не мотивировано должным образом.
В судебном заседании Московского городского суда защитники ГУП г. Москвы "Московский Метрополитен" Бочаров И.В. и Ермолаева А.В. доводы жалобы подержали в полном объеме.
Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения защитников, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется, ввиду следующего.
Статьей 6.3 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения являются установленные государством нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, а также здоровья населения.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 11 которого определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 4.4.2 СП 2.5.1337-03 "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов" р аботники метрополитенов должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н.
На основании п. 1.2, СанПиН 2.1.3.2630-10 "С анитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
В силу п. 2.1. СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Национальный календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям утвержден Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125- H.
Раздел 6 СП 3.1.2952-11 "Профилактика краснухи и эпидемического паротита" устанавливает правила профилактики кори, краснухи и эпидемического паротита. Иммунизация населения против кори, краснухи и эпидемического паротита проводится в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (п.6.2.).
На основании п.2.13 СП 2.2.2.1327-03 от 26.05.03г. "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения в ГУП г.Москвы "Московский метрополитен" плановой выездной проверки 04 мая 2018 г. были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: по адресам *** персонал здравпунктов электродепо "***", "***", "***" не проходит предварительные и периодические медосмотры с оформлением акта заключительной комиссии, профилактическая иммунизация персонала не проводится в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок.
По адресам ***, в здравпунктах электродепо "***", "***" кольцевой линии не организовано проведение внеочередного профилактического медицинского осмотра на туберкулез работников здравпункта методом цифровой флюорографии или рентгенографии, у которых от последнего обследования прошло более 6 месяцев (обследования проводились однократно в 2017 и 2018 годах); сотрудники здравпункта не привиты против кори, вирусного гепатита В, а также дифтерии в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. N125-н
По адресам: *** в здравпунктах электродепо "Варшавское", "Замоскворецкое" и станций "***", "***", "***" - сведения о предварительных или периодических медицинских осмотрах на сотрудников здравпунктов в 2016-2017 г. отсутствуют; на работников здравпунктов отсутствуют сведения о профилактических прививках против дифтерии, кори и вирусного гепатита В в соответствии с календарем прививок и действующими санитарными правилами,
По адресу: *** Электродепо "***" не все рабочие и служащие, занятые на работ с вредными и опасными условиями труда, прошли обязательные периодические медицинские осмотры в соответствии: Москве, не представлены сведения по результатам ПМО за 2015, 2016 г. *** КПП
недообследованные работники и непрошедшие ПМО (отказ от прохождения; не представлены сведения по выполнению мероприятий по дальнейшему трудоустройству работников имеющих противопоказания к работе с вредными и опасными условиями труда на предприятии. Не представлены сведения по результатам очередного ПМО за 2017г.
По адресу: *** не все рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасных условиями труда, прошли обязательные периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательств Российской Федерации: а именно не представлены сведения по результатам ПМО за 2015, 2016г. (недообследовааные работники и непрошедшие ПМО- не прошли периодические медицинские осмотры за 2016 г 231 человек; за 2015г. не прошли мед. комиссию 147 человек; по выполнению мероприятий по дальнейшему трудоустройству работников имеют: противопоказания к работе с вредными и опасными условиями труда на предприятии 6 чел. за 2016г.; мойщики-уборщики помещений и подвижного состава, занятые на работах с вредным производственным фактором-синтетические моющие средства, дезинфицирующие средства, которые применяются в соответствии с инструкцией в электродепо, не проходят обязательные периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказе МСРФN302-Н от 12.04.11г.),
По адресу: *** имеются комнаты отдыха машинистов, оборудованные кроватями. Постельные принадлежности выдаются и заменяются персоналом электродепо "***". Медицинский осмотр сотрудников не организован. Медицинские книжки отсутствуют.
По адресам: *** информация по результатам предварительных (периодических) медицинских осмотров сотрудников не представлена, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011г. М302н
Факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 мая 2018 г, актом проверки от 04 мая 2018 г, распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 20 февраля 2018 г, с внесенными изменениями, иными материалами дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины товарищества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы стороны защиты не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с обжалуемыми актами, не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, имущественного положения должностного лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного санитарного врача по г. Москве N 518 от 19 июня 2018 года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 14 ноября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ГУП г. Москвы "Московский Метрополитен" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.