Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" Вахитова P . P . на постановление исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 28 января 2019 года, решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 4.46 КоАП РФ в отношении ООО "БОЭС КОНСТРАКШН"
установил:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 28 января 2019 года, ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Судьей районного суда постановлено вышеизложенное постановление, об отмене которого просит генеральный директор ООО "БОЭС КОНСТРАКШН"по доводам жалобы, указывая, что, по его мнению, судом не учтены требования закона и обстоятельства дела, вмененное правонарушение не доказано, не учтены доводы жалобы в суд первой инстанции, протокол измерения шума от 24.09.2018 г. составлен с существенными нарушениями, ссылается на нарушения порядка проведения измерений уровня шума, поскольку в нарушение требований ГОСТов 23337-2014 и 53188.1-2008 (МЭК 61672- 1:2002), MP 4.3.0008-11 ГПБУ "Мосэкомониторинг" не применялся акустический калибратор; не применены обязательные нормативные документы, устанавливающие правила измерения уровня шума, не учтены методические указания (МУК 4.3.2194-07), недостоверно установлена разница между фактически измеренными значениями и нормативно допустимыми, не был проведен замер фонового шума; в процессе измерения не учтены условия влажности, атмосферного давления и влажность воздуха; при проведении измерений не учитывалась погрешность самого оборудования; в материалах дела отсутствуют сведения о наличии у лица, проводившего измерения, соответствующих пропусков, чем существенно нарушены нормы материального и процессуального права.
Исследовав представленные материалы, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" Георгиева Д.В, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
Статьей 4.46 КоАП г. Москвы установлено, что нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ч. 1). Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (ч. 3).
Из положений ст. 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ следует, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды (ч. 1). При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3).
В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 12 июля 2002 г. N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в г. Москвы" к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время с 23 часов до 7 часов на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся в том числе: производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время;
Согласно п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве (далее - Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07 декабря 2004 г. N 857-ПП, производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства. В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.
Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 ч до 7 ч на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
Из материалов дела следует, что ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" 21 сентября 2018 года в ночное время (с 01-40 до 02-45) на строительной площадке, прилегающей к жилым домам N *** по *** шоссе г. ***, допустило нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума.
ГПБУ "Мосэкомониторинг" 21 сентября 2018 года в ночное время проведен выезд с целью проведения измерений уровней шума на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам N *** по *** шоссе г. ***. Установлено, что вблизи вышеуказанных домов находится строительная площадка, на которой генеральной подрядной организацией - ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" ведутся работы по строительству объекта: "Многофункциональный жилой комплекс с подземной автостоянкой по адресу: *** ".
Измерения проводились в соответствии с ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и ь территории жилой застройки".
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровням звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательным для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки. Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23-00 до 7-00 на территория) непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
Согласно п. 2 постановления Правительства Москвы от 24.06.2003 N 480-ПП "С предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы) экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПУ (ГПБУ) "Мосэкомониторинг" как на бумажных, так и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях ненуждаются.
В период проведения измерений на территории указанной строительной площадки N 1 прослушивались звуки от ударных работ (стуки), наблюдался демонтаж строительных лесов.
По результатам проведенных ГПБУ "Мосэкомониторинг" измерений с 01 час. 40 мин. до 01час. 45 мин. 21 сентября 2018 года на жилой территории зафиксированы превышения нормативов допустимого уровня шума на 12 дБА по эквивалентному уровню звука и на 11 дБА по максимальному уровню звука, зафиксированные в контрольной точке N 1, обусловлен производством работ на территории вышеуказанной строительной площадки.
Согласно протокола проведения измерений уровня шума N 261 от 24.09.2018 измерения проводились в соответствии с ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
Генеральной подрядной организацией на объекте является ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" в соответствии с договором генерального подряда N БОЭС-ГП-Р101 на строительство функционального жилого комплекса с подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. ***от 11 июня 2015 года.
В соответствии с п.п. 6.2.11 и 6.2.12 данного договора генеральный подрядчик обязуется и несет ответственность за обеспечение (соблюдение) на объекте мероприятий и правил охраны окружающей среды, в соответствии с действующими нормативно-правовыми и техническимидокументами РФ и города Москвы, в том числе обязаны обеспечить не превышение допустимого уровня шума при выполнении работ в ночное время.
В соответствии с 2.5.15 вышеуказанных Правил при выполнении работ в ночное время су ток необходимо: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установкизащитных экранов; исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ, что сопровождаемых шумами спревышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к месту производства работ; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Таким образом, 21 сентября 2018 года в период с 01 час. 40 мин. до 02 час. 45мин. ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" на строительной площадке, прилегающей к жилым домам N *** по *** шоссе г. ***, допустило нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, что является нарушением п. 2.5.15 Правил проведения земляных работ и установки временных ограждений, размещения временных объектов в городеМоскве, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 19.05.2014 N 299-ПП.
Действия ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" квалифицированы по ст. 4.46КоАП г. Москвы.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, полностью подтверждается имеющимисядоказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12.12.2018 г, фотоматериалом, протоколом измерения уровня шума от 24.09.2018 г, договором генерального подряда, выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами дела, допустимость и достоверность которыхсомнений не вызывает. Совокупность представленных по делу доказательств является достаточной для рассмотрения дела по существу.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что обществом предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана.
Согласно ст. 421 ГК РФ юридическое лицо, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и вступая в договорные отношения, должно предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, заявитель обязан не только знать нормы гражданского законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.
Статьей 751 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
Таким образом, допущенное заявителем нарушение образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
Доводы жалобы о том, что результаты измерений ГПБУ "Мосэкомониторинг" не могут считаться достоверными, а протокол проведения измерений уровня шума от 24.09.2018 г. не может являться основанием для привлечения Общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 4.46 КоАП г. Москвы, проверялись и своего подтверждения не нашли.
Из протокола измерений N 261 от 24.09.2018 г. усматривается, что замеры уровней шума производились специалистами аккредитованной испытательной лаборатории ГПБУ "Мосэкомониторинг" в четырех точек на границах жилой застройки с применением специального технического средства, имеющего свидетельство о поверке, действительное до 19.04.2019. При измерении уровней шума в четырех точках (территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам) эквивалентный уровень звука составил 52 дБА (1 контрольная точка), 48 дБ А (2 контрольная точка), 44 дБА (3 контрольная точка) и 47 дБА (4 контрольная точка). Специалистами определено, что только в контрольной точке 1 превышение нормативов допустимого уровня шума, обусловлено производством работ на территории строительной площадки ООО "БОЭС КОНСТРАКШН". Оснований сомневаться в выводах заключения специалистов не имеется.
Доводы жалобы о том, что при проведении исследования не применены обязательные нормативные документы, проверялись и своего подтверждения не нашли.
Доводы жалобы о том, что при проведении исследования недостоверно установлена разница между фактически измеренными значениями и нормативно допустимыми, не был проведен замер фонового шума; в процессе измерения не учтены условия влажности, атмосферного давления и влажность воздуха; при проведении измерений не учитывалась погрешность самого оборудования; у лица, проводившего измерения, отсутствует необходимая квалификация, материалами дела не подтверждается.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность указанного юридического лица не установлено.
Наказание ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" назначено в пределах санкции статьи, соответствует содеянному, является справедливым.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление исполняющего обязанности заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 28 января 2019 года, решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 4.46 КоАП РФ в отношении ООО "БОЭС КОНСТРАКШН" оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья
Московского городского судаМ.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.