Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б,
судей Дорджиева Б.Д. и Шовгуровой Т.А,
при секретаре Аксеновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Диканского Е.В. в интересах несовершеннолетней "ФИО" к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по апелляционной жалобе представителя ответчика Додгаева Д.Л. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 января 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б, объяснения представителя ответчика Додгаева Д.Л, поддержавшего доводы жалобы, возражения истца Диканского Е.В, судебная коллегия
установила:
Диканский Е.В. в интересах несовершеннолетней "ФИО" обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование требований указал, что его дочь "ФИО", родившаяся "... ", является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания (код заболевания "... "), включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. "... " года "ФИО" была поставлена Администрацией г. Элисты на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди. Постановлением администрации г. Элисты N "... " от "... " года признан малоимущим с составом семьи 4 человека: "ФИО", "ФИО", "ФИО". С заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди он в интересах несовершеннолетней дочери обратился в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, однако до настоящего времени жилье не предоставлено. Просил суд обязать ответчика предоставить "ФИО" из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия жилое помещение по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 января 2019 года исковые требования Диканского Е.В. в интересах несовершеннолетней "ФИО" удовлетворены. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить "ФИО" вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учётом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Додгаев Д.Л. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске. Указывает, что Министерство не является уполномоченным органом по управлению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Калмыкия предоставляемым по договорам социального найма. Законодательством на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность по формированию жилищного фонда социального использования.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 49, 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что "ФИО" имеет право на предоставление социального жилья с учетом дополнительной жилой площади, поскольку она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире; имеет право на дополнительную жилую площадь; иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Таким образом, право на обеспечение "ФИО" жилым помещением подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу пункту 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального правового регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда.
Между тем, "ФИО" к такой категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации, законом не отнесена.
"... " года "ФИО" поставлена Администрацией г.Элисты на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди.
Постановлением Администрации г.Элисты N "... " от "... " года Диканский Е.В. признан малоимущим с составом семьи 4 человека: "ФИО", "ФИО", "ФИО".
Ни Федеральный закон от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни законодательство Республики Калмыкия не относит обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, что судом учтено не было.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 января 2019 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Диканского Е.В. в интересах несовершеннолетней "ФИО" к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди - отказать.
Председательствующий
Судьи
М.Б. Кашиев
Б.Д. Дорджиев
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.