Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Болат-оол А.В, Кандана А.А,
при секретаре Дарган Ч.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кандана А.А. гражданское дело по иску Наважап С.Д. к Министерству здравоохранения Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом по апелляционной жалобе представителя ответчика Кажендуева О.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 ноября 2018 года,
установила:
Наважап С.Д. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав на то, что она состоит на " **" учете у ** с 2012 года с диагнозом ** является ** и по состоянию здоровья ей рекомендован постоянный прием лекарственного препарата МНН-Бозентан (ТН-Траклир) по жизненным показаниям. Необходимость применения терапии лекарственным препаратом также подтверждается заключением врачебной комиссии ГБУЗ РТ "Городская поликлиника г..Кызыла" от 14 августа 2018 года N **. Обеспечение истца, как **, в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по льготным рецептам в соответствии с ч. 1 ст. 6.2. Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" из средств федерального бюджета не представляется возможным по причине отсутствия данного лекарственного препарата в перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций для лечения легочной гипертензии, согласно приложению N 2 распоряжения Правительства РФ от 23 октября 2017 года N 2323-р. Однако согласно приложению N 1 указанного распоряжения, лекарственный препарат МНН-Бозентан, включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, что имеет преимущество перед другими лекарственными препаратами при лечении **. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов формируется с учетом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, при условии, что лекарственный препарат имеет преимущество по сравнению с другими лекарственными препаратами при лечении определенного заболевания. В связи с чем, обеспечить данным лекарственным препаратом истца по решению врачебной комиссии возможно только за счет республиканского бюджета.
На основании медицинских документов истец обращалась в Министерство здравоохранения Республики Тыва для обеспечения ее назначенным по жизненным показаниям лекарственным препаратом. В своем ответе на обращение истца, ответчик, указав на недостаточное финансирование, сообщил, что рассмотрит возможности для обеспечения необходимым лекарственным препаратом. Промедление в вопросе лекарственного обеспечения истца наносит неисправимый вред здоровью и может привести к тяжелейшим последствиям для её здоровья. Просила возложить обязанность на Министерство здравоохранения Республики Тыва обеспечить Наважап С.Д. за счет средств бюджета Республики Тыва лекарственным препаратом МНН-Бозентан (ТН-Траклир) на постоянной основе до момента излечения заболевания **, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 ноября 2018 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Тыва Кажендуев О.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что в соответствии с приложением N 2 распоряжения Правительства РФ от 23 октября 2017 года N 2323-р лекарственный препарат Бозентан не входит в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций на 2018 год. Данный лекарственный препарат закупался ранее истцу из республиканского бюджета на основании постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и постановления Правительства Республики Тыва от 9 апреля 2014 года N 124 "О порядке взаимодействия участников правоотношений при реализации в Республике Тыва обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения больных хроническими заболеваниями, детей до трех лет, беременных женщин, отдельных категорий граждан и лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями". В указанном постановлении Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 указан перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50% скидкой со свободных цен, к которым истец не относится, поскольку не является **, признанной в установленном порядке безработной. Истец официально трудоустроена, в связи с чем к указанному перечню не относится.
Кроме того, утратили силу абзацы 4 и 5 п. 1 постановления Правительства Республики Тыва от 9 апреля 2014 года N 124, в соответствии с которыми за счет средств республиканского бюджета могли быть обеспечены остронуждающиеся льготники федерального регистра, лекарственные препараты которых отсутствуют в утвержденном перечне лекарственных препаратов для льготников федерального регистра. Считает, что суд принял незаконное решение ввиду неправильного применения норм указанных постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 и постановления Правительства Республики Тыва от 9 апреля 2014 года N 124.
Выслушав объяснения представителей ответчика Кажендуева О.А, Ортеней А.К, истца Наважап С.Д, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 (далее - Федеральная программа).
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как системы кровообращения, органов дыхания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 9 апреля 2014 г. N 124 "О порядке взаимодействия участников правоотношений при реализации в Республике Тыва обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения больных хроническими заболеваниями, детей до трех лет, беременных женщин, отдельных категорий граждан и лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями" на Министерство здравоохранения Республики Тыва возложена обязанность осуществлять контроль за целевым использованием средств, предоставляемых на реализацию льготного лекарственного обеспечения больных хроническими заболеваниями, детей до трех лет, беременных женщин, отдельных категорий граждан и лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Как следует из материалов дела, Наважап С.Д. поставлен диагноз основной: " **". Ей рекомендовано продолжить монотерапию бозенексом в дозе 125 мг. 2 раза в сутки (выписной эпикриз кардиологического отделения N7 ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Министерства здравоохранения России).
Из заключения врачебной комиссии ГБУЗ Республики Тыва "Городская поликлиника г. Кызыла" N 622 от 14 августа 2018 года следует, что Наважап С.Д. состоит ** с 2012 года, является **. По состоянию здоровья ей рекомендован постоянный прием лекарственного препарата Бозентан 125 мг. по 1 т. 2 раза в день по жизненным показаниям.
Из ответа Министерства здравоохранения Республики Тыва от 21 августа 2018 года на заявление истца с просьбой об обеспечении ее вышеуказанным лекарственным препаратом следует, что объем выделяемых финансовых средств не позволяет в полной мере решить проблему лекарственного обеспечения пациентов, нуждающихся в жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратах, будет рассмотрена возможность обеспечения необходимым лекарственным препаратом.
Разрешая исковые требования Наважап С.Д. к Министерству здравоохранения Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении. При этом суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 37, ч.ч. 3,4 ст. 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и исходил из того, что назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, а поскольку в отношении Наважап С.Д. имеется заключение врачебной комиссии, на основании которой ей назначен указанный лекарственный препарат, отсутствие у Министерства здравоохранения Республики Тыва достаточного финансирования для обеспечения ее лекарственным препаратом, не может являться основанием для отказа в обеспечении лекарством.
С выводом суда об удовлетворении иска судебная коллегия соглашается, поскольку исходя из приведенных обстоятельств, в соответствии с установленным законом порядком предусмотрено истцу обеспечение жизненно необходимым и важным лекарственным препаратом - "Бозентаном".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, лекарственный препарат "Бозентан" включен в соответствующий Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год согласно приложению N 1, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года N 2323-р, а также содержался в аналогичном Перечне, действовавшем в 2017 году.
Доводы жалобы о том, что утратили силу абзацы 4 и 5 п. 1 постановления Правительства Республики Тыва от 9 апреля 2014 года N 124 "О порядке взаимодействия участников правоотношений при реализации в Республике Тыва обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения больных хроническими заболеваниями, детей до трех лет, беременных женщин, отдельных категорий граждан и лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями", на основании которых необходимый лекарственный препарат закупался ранее истцу из республиканского бюджета судебная коллегия признает несостоятельными.
Из системного толкования положений ст.ст. 39, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 8 ст. 6.1, пп. 1 п. 1 ст. 6.2. Федерального закона "О государственной социальной помощи" следует, что истец Наважап С.Д. как ** имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
При таких данных иск Наважап С.Д. был правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 июня 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.