Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В,
судей Железняковой С.А, Кочергиной Е.Ю,
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ёлоховой Т.Н. к администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия по обследованию жилого помещения, возложении обязанности произвести обследование жилого помещения и выдать заключение межведомственной комиссии и акт по определению ущерба во время чрезвычайного происшествия по апелляционной жалобе административного истца Ёлоховой Т.Н. на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 25 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А, пояснения административного истца Ёлоховой Т.Н, поддержавшей апелляционную жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Ёлохова Т.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации Каа-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия по обследованию жилого помещения, возложении обязанности произвести обследование жилого помещения и выдать заключение межведомственной комиссии и акт по определению ущерба во время чрезвычайного происшествия, указывая на то, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2015 года на администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва и А. возложена обязанность включить Ёлохову Т.Н. в список пострадавших граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, происшедшего 26 февраля 2012 года на территории Республики Тыва, для получения государственных жилищных сертификатов. Апелляционным определением от 12 января 2016 года решение суда от 25 августа 2015 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ёлоховой Т.Н. В обоснование судебная коллегия указала на то, что постановлением администрации Каа-Хемского района от 30 декабря 2011 года N создана комиссия по обследованию жилых помещений и составлению актов по определению ущерба во время чрезвычайных ситуаций. Согласно заключению межведомственной комиссии жилой дом по ** признан аварийным и подлежащим сносу в связи с постоянными землетрясениями, эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни и здоровья людей. При этом состав членов межведомственной комиссии, которыми подписано данное заключение, на второй странице заключения не соответствует составу, указанному на первой странице. Данное заключение является единственным основанием признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем она обращалась в администрацию Каа-Хемского района для обследования жилого помещения, но в надлежащем обследовании жилого помещения ей отказано, так как состав межведомственной комиссии расформирован.
Просила признать незаконным бездействие администрации Каа-Хемского района по обследованию жилого помещения, обязать выдать заключение межведомственной комиссии и акт по определению ущерба во время чрезвычайного происшествия жилого помещения.
Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 25 марта 2019 года в удовлетворении административного иска Ёлоховой Т.Н. отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Ёлохова Т.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что о существовании апелляционного определения от 12 января 2016 года не знала, также не получала. Получив отказ администрации Каа-Хемского района о выдаче акта межведомственной комиссии, она в установленные сроки обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В возражении на апелляционную жалобу ** администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ** просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывая, что административным истцом в материалы дела не представлено документов, подтверждающих, что длительный пропуск срока связан с объективными причинами.
В судебном заседании административный истец Ёлохова Т.Н. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного ответчика - администрации Каа-Хемского района Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещён о дате, времени, месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом первой инстанции, решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2015 года исковое заявление Ёлоховой Т.Н, Р.А, Р.Е. удовлетворено. За истцами признано право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, утраченного в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации. На администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва и Агентство А. возложена обязанность включить истцов в список пострадавших граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, происшедшего 26 февраля 2012 года на территории Республики Тыва, для получения государственных жилищных сертификатов. На Б. возложена обязанность утвердить и направить изменения в список пострадавших граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения, происшедшего 26 февраля 2012 года на территории Республики Тыва, для получения государственных жилищных сертификатов, включив в него истцов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 января 2016 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 августа 2015 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ёлоховой Т.Н, Р.А, Р.Е.
Отказывая в удовлетворении административного иска Ёлоховой Т.Н, Р.А, Р.Е, суд апелляционной инстанции исходил из того, что вопросы признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу для последующего включения граждан в списки граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов, отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, её заключение является единственным основанием признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, а представленное истцами заключение межведомственной комиссии не может иметь юридической силы и не влечёт юридических последствий, так как состав членов межведомственной комиссии, которыми подписано данное заключение, на второй странице не соответствует составу, указанному на первой странице заключения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом пропущен трёхмесячный срок для обращения в суд, так как о нарушении своего права Ёлохова Т.Н. узнала 12 января 2016 года, когда было принято апелляционное определение Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва, а в суд обратилась только 19 февраля 2019 года.
С таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В материалах дела имеется заявление Ёлоховой Т.Н. от 16 ноября 2018 года, адресованное ** администрации Каа-Хемского района Республики Тыва **, с просьбой поручить межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений в с. Сарыг-Сеп обследовать её жилое помещение, по результатам которого выдать соответствующее заключение.
21 декабря 2018 года ** администрации Каа-Хемского района ** в ответ на заявление Ёлоховой Т.Н. сообщил, что поручить межведомственной комиссии обследовать жилое помещение в с. Сарыг-Сеп не представляется возможным в связи с тем, что указанный в заявлении Ёлоховой Т.Н. состав комиссии в настоящее время не работает в администрации Каа-Хемского района.
Следовательно, о нарушении своего права Ёлохова Т.Н. узнала 21 декабря 2018 года, в суд с административным иском обратилась 19 февраля 2019 года, то есть в пределах трёхмесячного срока, установленного законом, поэтому решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 25 марта 2019 года нельзя признать законным, оно на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с вынесением нового решения по существу административного иска.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.
В пункте 7 Положения указано, что орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (пункт 8 Положения).
Таким образом, законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями. А поскольку в Каа-Хемском районе Республики Тыва отсутствует вышеуказанная межведомственная комиссия, то после обращения Ёлоховой Т.Н. администрация Каа-Хемского района обязана была создать такую комиссию и провести обследование жилого дома, принадлежащего административному истцу, и выдать соответствующее заключение.
При таких обстоятельствах административный иск Ёлоховой Т.Н. о признании незаконным бездействия администрации Каа-Хемского района Республики Тыва обоснован и подлежит удовлетворению.
В целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение одного месяца провести обследование и оценку жилого дома Ёлоховой Т.Н. на предмет соответствия указанного дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, и выдать соответствующее заключение.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ способ устранения допущенного нарушения выбирает суд, а не административный истец, а поскольку в компетенцию межведомственной комиссии не входит выдача актов по определению ущерба во время чрезвычайного происшествия, то судебная коллегия считает, что нет необходимости возлагать на административного ответчика указанную обязанность. Вместе с тем, в резолютивной части решения суда по административному делу следует указать на необходимость возложения на административного ответчика обязанности сообщить об исполнении решения по административному делу в течение одного месяца по истечении срока, установленного судом, в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 25 марта 2019 года отменить и вынести новое решение следующего содержания:
"Административное исковое заявление Ёлоховой Т.Н. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Каа-Хемского района Республики Тыва, выразившееся в необследовании жилого дома, принадлежащего Ёлоховой Т.Н. и расположенного по адресу: Республика **.
Обязать администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва в течение одного месяца провести обследование и оценку жилого дома, принадлежащего Ёлоховой Т.Н. и расположенного по адресу: **, на предмет соответствия указанного дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, и выдать соответствующее заключение.
Обязать администрацию Каа-Хемского района Республики Тыва в течение одного месяца по истечении срока, установленного судом, сообщить об исполнении решения суда административному истцу и в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 июня 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.