Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Адушкиной И.В, Демидчик Н.В,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июня 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по иску Алешиной Н.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным решения, о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и назначению досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе представителя Алешиной Н.П. Горшениной Л.И. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 27 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Алешина Н.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное).
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) "N" от 17 сентября 2018 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не засчитаны следующие периоды работы (кроме тех, которые она не оспаривает) в Краснослободской средней школе N 1 в должности психолога с 1 сентября 2005 г. по 31 августа 2008 г.; учителя с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2009 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 12 января 2009 г. по 17 января 2009 г.; с 16 февраля 2009 г. по 17 февраля 2009 г.). Считала решение ответчика в указанной части незаконным.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) "N" от 17 сентября 2018 г. об отказе в назначении пенсии в части не включения в специальный стаж периодов работы в Краснослободской средней школе N 1 в должности психолога с 1 сентября 2005 г. по 31 августа 2008 г.; учителя с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2009 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 12 января 2009 г. по 17 января 2009 г, с 16 февраля 2009 г. по 17 февраля 2009 г.); обязать ответчика включить в ее специальный стаж указанные периоды работы и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 10 сентября 2018 г.; взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 27 марта 2019 г. исковые требования Алешиной Н.П. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Горшенина Л.И. считала решение суда незаконным, постановленным с нарушением норм материального права, подлежащим отмене. Считала неправомерным исключение из специального стажа истца периода работы с 1 сентября 2005 г. по 31 августа 2008 г. в должности психолога, поскольку в указанный период она непосредственно занималась педагогической деятельностью - работала учителем иностранного языка; запись в трудовой книжке "психолог" внесена некорректно, правильное наименование должности "педагог-психолог". Суд незаконно отказал во включении в специальный стаж периодов работы истца с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2009 г, в том числе курсы повышения квалификации, в виду отсутствия требуемой 18-часовой учебной и педагогической нагрузки. Данный вывод суда опровергается имеющимися в деле доказательствами о том, что нагрузка Алешиной Н.П. за 2008-2009 годы как психолога составила 0,5 ставки, учебная нагрузка составила более 0,5 ставки (13 часов в неделю), что суммарно составляет более одной ставки учебно-педагогической нагрузки. Просила принять новое решение по делу об удовлетворении иска.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения истца Алешиной Н.П, ее представителя Горшениной Л.И, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 10 сентября 2018 г. Алешина Н.П. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением ответчика "N" от 17 сентября 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, требуется 25 лет, имеется 21 год 0 месяцев 7 дней.
В специальный стаж не включены периоды работы (кроме тех, которые истец не оспаривает) в Краснослободской средней школе N 1 в должности:
- психолога с 1 сентября 2005 г. по 31 августа 2008 г, так как указанная должность не предусмотрена Списками должностей от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781. (Работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1,5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обсуждения, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка);
- учителя с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2009 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 12 января 2009 г. по 17 января 2009 г.; с 16 февраля 2009 г. по 17 февраля 2009 г.), так как не выполнено условие пункта 4 Правил N781 от 29 октября 2002 г, педагогическая нагрузка составляла 0,6 ставки.
В трудовой книжке истца имеются записи по оспариваемым периодам о том, что на основании приказа "N" от 31 августа 2001 г. Алешина Н.П. принята учителем английского языка в Краснослободскую среднюю школу N 1 переводом с 1 сентября 2001 г, приказом "N" от 2 ноября 2001 г. в записях N 1, 3, 5, 6 и 7 указанной трудовой книжки, в части наименования должности учитель иностранного языка - английского языка, изменена на должность учитель; на основании приказа "N" от 14 сентября 2005 г. истец с 1 сентября 2005 г. переведена психологом школы; согласно приказа "N" от 01 сентября 2008 г. Алешина Н.П. с 1 сентября 2008 г. переведена учителем иностранного языка, оставив 0,5 ставки психолога; приказом "N" от 1 сентября 2009 г. с 1 сентября 2009 г, в связи с полной часовой нагрузкой, с истца сняты 0,5 ставки психолога.
В соответствии с приказом "N" от 2 ноября 2001 г. Краснослободская средняя школа N 1 с 31 августа 2001 г. переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение "Краснослободская общеобразовательная школа N 1" Краснослободского района Республики Мордовия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж истцу оспариваемых периодов и досрочном назначении страховой пенсии по старости, является законным.
При этом суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях (далее - Закон о страховых пенсиях) установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные требования содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По смыслу закона не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных Списками.
С 1 января 2002 г. действует Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее список N 781).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы с 1 сентября 2005 г. по 31 августа 2008 г. в должности психолога в Краснослободской средней школе N1, суд первой инстанции исходил из того, что должность психолога ни ранее, ни в настоящее время не предоставляла право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В апелляционной жалобе содержится довод, что в данный спорный период истец еще работала и учителем иностранного языка, в связи с чем ее учебная и педагогическая нагрузка подлежит суммированию, наименование ее должности должно звучать "педагог-психолог", а также указание на то, что в трудовую книжку Алешиной Н.П. внесена запись о ее должности некорректно, вместе "педагог-психолог" указано "психолог".
Данные доводы апеллятора не могут повлечь отмену решения суда в указанной части, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованых в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом исследованы представленные в дело доказательства о работе истца с 1 сентября 2005 г. по 31 августа 2008 г. в должности психолога, а также о преподавании часов английского языка.
Указанное подтверждается следующими документами: штатным расписанием по МОУ Краснослободской средней общеобразовательной школе N1, в котором указана именно должность "психолог", выписками из тарификационных списков по МОУ "Краснослободская средняя школа N 1", МБОУ "Краснослободская СОШ N 1" за 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебные годы о часовой нагрузке истца, приказом "N" по Краснослободской средней школе N 1 от 2 сентября 2006 г. "О замене учителя ИЗО К.Т.А.", приказом "N" от 1 сентября 2006 г. приказом "N" от 1 сентября 2007 г. "Об установлении доплат" Алешиной Н.П. и другими внутришкольными документами.
Также судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривалось, что в 2006-2007, 2007-2008 учебные годы Алешина Н.П. занималась кружковой работой, вела кружок "Клуб лингвистов", в 2008-2009, 2009-2010 учебные годы осуществляла функции классного руководителя.
Отказывая в удовлетворении требований во включении в специальный стаж истца периодов работы в должности психолога, суд обоснованно сослался на положения пункта 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, согласно которым работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, закон предусматривает возможность включения в выслугу лет периода работы в должности и учреждении, одновременно предусмотренным вышеприведенным Списком.
Должность психолога в школе, которую занимала истец в спорные периоды, не предусмотрена Списком и не дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Факт выполнения работы педагога-психолога является определяющим для включения спорных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Доказательств и документов, подтверждающих, что МОУ "Краснослободская общеобразовательная школа N 1" Краснослободского района Республики Мордовия относится к учреждениям пункта 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 "Наименование учреждений" Списка, истцом суду первой инстанции не было представлено.
На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 1 сентября 2005 г. по 31 августа 2008 г. в должности психолога.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе во включении в специальный стаж истца периодов работы с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2009 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 12 января 2009 г. по 17 января 2009 г, с 16 февраля 2009 г. по 17 февраля 2009 г.) в должности учителя в МОУ "Краснослободская общеобразовательная школа N 1" Краснослободского района Республики Мордовия ввиду отсутствия у Алешиной Н.П. требуемой 18-часовой (педагогической или учебной) нагрузки в неделю.
Из приказа от 1 сентября 2008 г. "N" "О тарифицируемой педагогической нагрузке на новый 2008-2009 учебный год" следует: с 1 сентября 2008 г. на 2008-2009 учебный год установлена тарифицирующая педагогическая нагрузка согласно тарификации, у Алёшиной Н.П. - 3аб - 2 часа, 5а - 3 часа, 6б - 3 часа, 11аб - 4+1, а всего 13 учебных часов по иностранному языку.
Отсутствие 18-часовой нагрузки у Алешиной Н.П. подтвердили и допрошенные в суде первой инстанции свидетели: С.И.В. (завуч по воспитательной работе), С.М.Н. (заместитель директора МБОУ "Краснослободская СОШ N1").
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Вышеуказанные Правила не содержат ограничений на суммирование рабочего времени работы по разным должностям и разным местам работы, однако исходя из содержания указанных правовых норм следует, что такое суммирование может иметь место лишь в тех случаях, когда наименования должностей, равно как и наименования учреждений предусмотрены Списками.
Поскольку в оспариваемый период истец была учителем иностранного языка с неполной нагрузкой, ответчиком законно и обоснованно ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего специального стажа педагогической деятельности, оснований для удовлетворения заявленных Алешиной Н.П. исковых требований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Все доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж основаны на произвольном толковании и применении вышеприведенных норм.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 27 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Алешиной Н.П. Горшениной Л.И. без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.В. Адушкина
Н.В. Демидчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.