Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей Ганченковой В.А, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 января 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Акопяна Арсена Арменовича к Администрации городского округа Саранск о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Саранска по апелляционной жалобе директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Акопян А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. На основании Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако, несмотря на достижение возраста 18 лет, жилое помещение не предоставлено.
Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Саранска.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 ноября 2018 г. исковые требования Акопяна Арсена Арменовича удовлетворены.
На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить Акопяну Арсену Арменовичу "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м в черте г. Саранска.
В апелляционной жалобе директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что: что истцом был выбран неверный способ защиты права, поскольку Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З предусмотрено, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия, к полномочиям ответчика данная обязанность не относится; обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан осуществляется в пределах выделенных финансовых средств и в порядке очереди; Министерство образования Республики Мордовия, являясь уполномоченным органом в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, необоснованно не было привлечено в качестве ответчика по делу.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Администрации городского округа Саранск и третьего лица Министерства образования Республики Мордовия, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя Министерства образования Республики Мордовия (л.д. 109, 110, 111).
Заслушав объяснения истца Акопяна А.А. и его представителя адвоката Евдокимовой О.В, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Акопян Арсен Арменович "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Ф.С.Г. "данные изъяты", отец А.А.М. умер "данные изъяты". Распоряжением заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 19 ноября 2007 г. N455рл над несовершеннолетним Акопяном А.А. установлена опека, П.В.И. назначена опекуном (л.д. 9, 10-13, 14-15).
Акопян А.А. 12 мая 2000 г. зарегистрирован по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из домой книги от 22 августа 2018 г. и штампом в паспорте на его имя. Согласно дубликату типового договора социального найма жилого помещения от 4 июня 2010 г. N5714 нанимателем данного жилого помещения является П.В.И. (л.д. 18, 36, 54-57).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 14 февраля 2017 г. N333 установлен факт невозможности проживания Акопяна А.А. в квартире по адресу: "адрес", по причине того, что общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нём, менее учётной нормы площади жилого помещения. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 27 февраля 2017 г. N406 Акопян А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 16, 32).
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия от 1 февраля 2017 г. следует, что истец какой-либо зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 66).
Справкой "данные изъяты" от 6 сентября 2018 г. подтверждается, что Акопян А.А. обучается на 2 курсе дневного отделения по профессии "данные изъяты" с 1 сентября 2017 г. по 30 июня 2020 г. (л.д. 8).
Согласно сообщению Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск от 13 сентября 2018 г. NД-2/960 на обращение Акопяна А.А. от 22 августа 2018 г. о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, формируется в соответствии с законодательством по дате рождения. По состоянию на август 2018 года Акопян А.А. состоит в данном списке 169-м из 294 лиц указанной категории, включенных в него. Ввиду отсутствия в республиканском бюджете Республики Мордовия финансовых средств обеспечить его жилым помещением в ближайшее время не представляется возможным. По мере их поступления вопрос о его обеспечении жилым помещением будет рассматриваться в порядке имеющейся очерёдности (л.д. 19-20).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам, и тем самым обоснованно пришёл к выводу, что Акопян А.А, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу частей 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложено на исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования.
Пункт 4 Порядка предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 мая 2013 г. N157, предусматривает, что решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения принимается Министерством образования Республики Мордовия в течение 15 дней со дня регистрации заявления.
Вместе с тем, исходя из положений статей 1 и 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Данное полномочие включает в себя и предоставление жилых помещений указанным категориям граждан (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З). Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З).
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что Министерство образования Республики Мордовия необоснованно не было привлечено к участию в деле в качестве ответчика в связи с тем, что Администрация городского округа Саранск не наделена полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основан на неправильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений на период до их предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, уполномоченный в сфере имущественных и земельных отношений, обеспечивает временное проживание указанных лиц в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Республики Мордовия, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Истец в силу закона имеет право на обеспечение жилым помещением. Данное право не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия у ответчика свободных специализированных жилых помещений, поскольку иное способствовало бы невозможности реализации конституционного права на жилище указанной категории лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляется в порядке очереди, является необоснованной.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включённых в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очерёдности.
Изложенные в жалобе доводы о том, что исполнение обязанности государства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования, повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Козлов
Судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.