Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей Лесновой И.С, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Лукьянова В.С. к Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" о признании незаконным решения об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на субсидию и возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по апелляционной жалобе Лукьянова В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 октября 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Лукьянов В.С. обратился в суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к Государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" (далее - ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск") с требованиями о:
- признании незаконным решения ответчика, оформленным протоколом от 15 февраля 2017 г. "N", об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- признании у истца и членов его семьи права на назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: "адрес", с 01 февраля 2017 г.;
- возложении обязанности на ответчика назначить ему и членам его семьи субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанной квартире с 01 февраля 2017 г.;
- возобновлении с 01 мая 2018 г. льготы в виде компенсации 50% расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду;
- возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить ООО "Саранский расчетный центр" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 911 руб. 69 коп.
В обоснование исковых требований Лукьянов В.С. указал, что он является ветераном труда и инвалидом "данные изъяты" группы.
Считая, что он и члены его семьи имеют право на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, истец 14 февраля 2017 г. обратился к ответчику с заявлением об её назначении. Однако на следующий день ему было отказано в назначении субсидии в связи с непредставлением полного пакета документов (т. 1 л.д. 1-5, 99-101, 154-155, 214-215).
Определениями Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 октября и 26 октября 2018 г. производство по данному делу в части требований истца о возобновлении с 01 мая 2018 г. льготы в виде компенсации 50% расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду и возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить ООО "Саранский расчетный центр" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 911 руб. 69 коп. прекращено в связи с отказом от данной части иска и принятия его судом (т. 1 л.д. 166-168, 216-219).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 октября 2018 г. Лукьянову В.С. в удовлетворении исковых требований отказано (т. 1 л.д. 220-225).
В апелляционной жалобе Лукьянов В.С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных им требований. Оспаривает вывод суда о том, что он не предоставил ответчику полный пакет документов, необходимых для назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Указывает, что информация о доходах его дочери Лукьяновой И.В. находилась в компьютерной базе ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск". Обращает внимание, что оплата жилищно-коммунальных услуг за январь 2017 г. возможна была только в марте 2017 г. в связи с перерасчетом за прошедший год. Полагает, что договор социального найма от 12 октября 2009 г. "N" сотрудники ответчика должны были запросить посредством электронного взаимодействия. Ссылается на то, что суд не принял во внимание представление должностных лиц прокуратуры Пролетарского района г. Саранска об устранении нарушений, допущенных сотрудниками ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск" (т. 1 л.д. 242-244).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика - директор ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск" Холодова Л.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения (т. 2 л.д. 8-9).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск", третьи лица Лукьянова Т.Б, Лукьянова М.В, "данные изъяты" Лукьянова И.В, "данные изъяты" представители третьих лиц Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, общества с ограниченной ответственностью "Саранский расчетный центр" не явились.
Третьи лица Лукьянова Т.Б, Лукьянова М.В, "данные изъяты" Лукьянова И.В, "данные изъяты" представили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы истца без их участия.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Лукьянов В.С. апелляционную жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, с учётом положений статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лукьянов В.С. проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора социального найма жилого помещения от 12 октября 2009 г. "N" (л.д. 49-51).
Он является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов (т. 1 л.д. 13).
В связи с инвалидностью истец с 28 декабря 2005 г. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (т. 1 л.д. 33).
14 февраля 2017 г. Лукьянов В.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" с учетом членов его семьи: жены Лукьяновой Т.Б, дочерей Лукьяновой М.В. и Лукьяновой И.В, "данные изъяты", проживающих по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 45).
К данному заявлению истец приложил следующие документы: копию своего паспорта, выписку из домовой (поквартирной) книги, справки о доходах Лукьяновой М.В. и Лукьяновой И.В. (т. 1 л.д. 6).
Доказательств того, что истцом кроме указанных документов, были представленные иные, необходимые для назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, документы, как о том утверждает в апелляционной жалобе Лукьянов В.С, материалы дела не содержат.
Решением ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск", оформленным протоколом от 15 февраля 2017 г. Лукьянову В.С. отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку заявитель не представил:
копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам семьи (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении ребенка, паспорта заявителя и членов его семьи);
копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;
документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (т. 1 л.д. 46).
Полагая, что ответчик незаконно отказал ему в назначении субсидии, Лукьянов В.С. обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Лукьянова В.С, суд первой инстанции исходил из того, что истцом при обращении к ответчику с заявлением о назначении субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не представлены документы, обязанность предоставления которых возложена непосредственно на заявителя, а именно, документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи; документы, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
При этом судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в частности относится предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По смыслу статьи 159 ЖК РФ субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).
В совокупный доход семьи включаются в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (статья 5 и статьи 6 - 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи").
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
В соответствии с распоряжение Правительства Республики Мордовия от 27 мая 2013 г. N 262-Р "Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и иными государственными органами" на Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 июля 2010 г. N 156 (в редакции от 21 марта 2016 г.) утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 3 Административного регламента).
Государственная услуга предоставляется Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и государственными казенными учреждениями по социальной защите населения Республики Мордовия (пункт 7 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 20 Административного регламента для получения субсидии граждане и члены семей граждан, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы или их копии, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;
е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
Уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов следующие документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения;
б) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" части первой пункта 20 настоящего Административного регламента;
в) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации;
г) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
Таким образом, у ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск" отсутствовали основания для отказа в назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с непредставлением Лукьяновым В.С. копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи и копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, поскольку данные документы ответчиком могли быть получены межведомственных запросов.
Данные нарушения должностных лиц ответчика выявлены в ходе прокурорской проверки, по результатам которой 17 мая 2017 г. в адрес директора ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск" внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (т. 1 л.д. 62-63).
Вместе с тем, Лукьянов В.С, как правильно указал суд первой инстанции, не выполнил свою обязанность по предоставлению ГКУ "Социальная защита населения по г.о. Саранск" документов или их копий, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи; документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным решения ответчика, оформленного протоколом от 15 февраля 2017 г. "N", об отказе в назначении истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что Лукьянов В.С. документально не подтвердил при обращении к ответчику о наличии у него с 01 февраля 2017 г. права на назначение указанной субсидии, в связи с чем заявленные им исковые требования обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы жалобы аналогичны процессуальной позиции истца в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения, им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия не находит оснований для иных выводов. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального права, а также требований процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лукьянова В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.М. Козлов
Судьи
И.С. Леснова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.