Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов Станислав Иванович при секретаре судебного заседания Цыбульской Марине Хафизовне, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Асланян Тамары на постановление судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31 января 2019 г.,
установил:
постановлением судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31 января 2019 г. гражданка Республики Армения Т. Асланян признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде "данные изъяты".
Т. Асланян подала в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на постановление судьи районного суда, ссылаясь на то, что на территории Российской Федерации проживает её единственный сын, который является гражданином Российской Федерации. Она не выехала за пределы Российской Федерации в связи с отсутствием денежных средств и по состоянию здоровья. Поэтому имеются основания для исключения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Выдворение за пределы Российской Федерации нарушит её права на уважение личной и семейной жизни, гарантированные статьёй 8 Конвенции от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод".
В судебном заседании Т. Асланян доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, судья верховного суда республики не усматривает.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31 января 2019 г. в 10 часов при проведении проверки по соблюдению миграционного законодательства Российской Федерации в отношении иностранного гражданина по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Первомайск, "данные изъяты", был выявлен факт нарушения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации гражданкой "данные изъяты" Асланян Тамарой "дата" года рождения, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания с 3 июля 2011 г, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Т. Асланян факт совершения ею административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признала, в содеянном раскаялась.
Факт правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении "N" от 31 января 2019 г, иными материалами дела об административном правонарушении, иностранным гражданином не оспаривается и сомнения в достоверности не вызывает.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришёл к правильному выводу о наличии в действиях гражданки "данные изъяты" Т. Асланян состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Т. Асланян к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью первой статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Оснований для освобождения Т. Асланян от административной ответственности не имеется.
Назначая наказание, судья районного суда пришёл к выводу о том, что с учётом обстоятельств дела, личности правонарушителя, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, материального положения Т. Асланян, а также для достижения целей административного наказания, Т. Асланян подлежит назначению наказания в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации, поскольку она не предприняла надлежащих мер для выезда из Российской Федерации, что обосновывалось ею отсутствием денежных средств и состоянием здоровья.
С данным выводом согласиться нельзя.
Назначенное наказание не отвечает требованиям части 2 статьи 4.1 и статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не в полной мере были учтены фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что Т. Асланян, являясь вдовой, имея пожилой возраст и ряд заболеваний, нуждаясь в уходе, на протяжении длительного времени проживает на территории Российской Федерации со своим единственным сыном, гражданином Российской Федерации, и семьёй последнего (супругой, двумя малолетними детьми, которые являются гражданами Российской Федерации) по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Первомайск, "данные изъяты"
Свидетель С.А.А. в судебном заседании пояснил, что его мама - Т. Асланян проживает на территории Российской Федерации с 2011 г. Т. Асланян полностью находится на его обеспечении, ввиду плохого состояния здоровья мамы он осуществляет за ней уход.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину в случае, если в отношении него вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Следовательно, выдворение Т. Асланян безусловно повлечёт вмешательство в её личную и семейную жизнь, поскольку не позволит Т. Асланян поддерживать связь с другими членами семьи и ей не будет оказана необходимая помощь с учётом её состояния здоровья.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений. Иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учётом вышеуказанных обстоятельств назначение Т. Асланян административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о возможности с учётом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу, что постановление судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31 января 2019 г. подлежит изменению, путём исключения из него указания на назначение Т. Асланян административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
постановление судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31 января 2019 г, вынесенное в отношении Тамары Асланян по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить из него указание на назначение Тамаре Асланян административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В остальной части названное постановление судьи оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.