Судья Верховного Суда Республики Мордовия Михеев Олег Сергеевич при секретаре судебного заседания Ивашкиной Екатерине Васильевне рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия жалобу Галустяна Рафика Альбертовича на постановление судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2019 г.,
установил:
постановлением судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2019 г. Галустян Р.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП Российской Федерации), и ему назначено наказание в виде "данные изъяты".
Галустян Р.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия на постановление судьи районного суда, просил его отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку судьей не были установлены данные о его личности, так как паспорт на имя Галустяна Р.А. был у него изъят сотрудниками полиции в г. Москве в 2017 г. и в последствии он был признан подложным, а следовательно, не может удостоверять его личность, указал также, что он не является Галустяном Р.А.
В судебном заседании Галустян Р.А, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поддержал доводы жалобы, просил постановление судьи отменить.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не усматриваю.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
На основании статьи 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 13 марта 2019 г. в 9 часов 00 минут при проведении проверки соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: Республики Мордовия, Темниковский район, "адрес" выявлен факт нарушения режима пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации - гражданина "данные изъяты" Галустяна Р.А, "дата" года рождения, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации с сентября 2017 г. по 13 марта 2019 года по адресу: Республика Мордовия, Темниковский район, "адрес". Действия Галустяна Р.А. квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации.
При рассмотрении материала по делу об административном правонарушении в отношении Галустяна Р.А. судья районного суда признал совокупность исследованных доказательств достаточной для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, в своей жалобе Галустян Р.А. ссылается на то, что материалы дела не содержат документов подтверждающих его личность, указывает, что не является Галустяном Р.А.
Указанный довод жалобы заслуживает внимания.
Вопрос об установлении лица, совершившего противоправное действие (бездействие) за которое КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 КоАП Российской Федерации, входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N115-ФЗ) документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В соответствии со статьей 10.1 Закона N115-ФЗ личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такое заключение составляется по форме, утвержденной приказом МВД России от 28 марта 2017 г. N154 "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства", и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.
В нарушение приведенных требований закона, судьей районного суда вынесено постановление о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, личность которого не была установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, что является существенным нарушением требований действующего законодательства, поскольку вопрос об установлении личности правонарушителя имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Как следует из изученных материалов, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, устанавливалась на основании его объяснений. Иных документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, - паспорта (его копии) или заключения об установлении личности иностранного гражданина, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, также не имеется.
Приведенные обстоятельства являлись основанием для вынесения судьей районного суда при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении определения в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП Российской Федерации о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган (должностному лицу), которые составили протокол, чего им выполнено не было, и дело рассмотрено по существу по имеющимся документам.
Приведенные обстоятельства и представленные заявителем документы ставят под сомнение правильность установления личности лица, привлеченного к административной ответственности, что, как указывалось выше, имеет важное юридическое значение для принятия законного и обоснованного решения.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2019 г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации, по мотивам недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Галустяна Рафика Альбертовича - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, привлеченное к административной ответственности на основании постановления судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Галустяна Рафика Альбертовича, освободить из Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Мордовия.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.