Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. при секретаре судебного заседания Вострухиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу индивидуального предпринимателя Худинян A.M. на решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2019 г.,
установил:
постановлением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2019 г. индивидуальный предприниматель Худинян A.M. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности торгового киоска (точки) "Куры гриль Шаурма", расположенного по адресу: "адрес", на срок до "данные изъяты" суток.
Индивидуальный предприниматель Худинян А.М. подала жалобу на указанное постановление судьи, считая его незаконным и необоснованным, в связи с чем просила его отменить, производство по делу прекратить. Указала, что торговый киоск является временным сооружением, в связи с чем относится к нестационарным торговым объектом и на него не распространяются требования СП 2.3.6.1079-01; обоснования того, что помещение торгового киоска является стационарным (прочно связано с землей и технологически присоединено к сетям инженерно-технического обеспечения) и на него распространяются требования пунктов 2.3, 3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 СП 2.3.6.1079-01 в протоколе об административном правонарушении не приведено; торговый киоск обеспечен водой, жидкие отходы сливались в центральную канализацию магазина "Медведь"; имеется раковина с умывальником дачного типа с электрическим подогревом, которая используется для мойки рук, а также для обработки сырья, мойки посуды, инвентаря, оборудования; за период работы торгового киоска каких-либо нареканий со стороны покупателей не поступало, случаев отравления, либо несоответствия готовой продукции по микробиологическим пробам не зафиксировано; остальные нарушения, указанные в протоколе, устранены; договор со специализированной организацией по уничтожению насекомых и грызунов будет заключен после возобновления деятельности торговой точки; при назначении наказания не были учтены смягчающие обстоятельства (она является матерью 5 детей, ранее к административной ответственности не привлекалась, других доходов не имеет).
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Худинян А.М, ее защитник Худинян К.С. просили удовлетворить жалобу по указанным в ней основаниям отменить постановление судьи районного суда и прекратить производство по делу.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объёме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
На основании пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ данного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
08 ноября 2001 г. Главным государственным санитарным врачом России принято постановление N 31 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденными 6 ноября 2011 г.) (далее СП 2.3.6.1079-01).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 СП 2.3.6.1079-01 настоящие санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).
Материалами дела установлено, что распоряжением (приказа) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия N "N" от 20 февраля 2019 г. в период с 21 февраля 2019 г. по 21 марта 2019 г. с целью исполнения приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N "N" от 18 декабря 2018 г, приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N "N" от 18 августа 2017 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Худинян А.М. (торговая точка "Куры гриль Шаурма", адрес: "адрес").
11 марта 2019 г..в период времени с 11 до 12 часов, 12 марта 2019 г..с 9 до 10 часов, 13 марта 2019 г..с 9 до 10 часов, при проведении указанной проверки торгового киоска (точки) "Куры гриль Шаурма" по адресу: "адрес", профилированного под действующую организацию общественного питания, деятельность в котором осуществляет индивидуальный предприниматель Худинян A.M, установлены нарушения санитарного-эпидемиологических требований при организации питания населения, а именно: в торговом киоске (точке) отсутствуют дезинфицирующие средства для проведения ежедневных уборок в производственном помещении, оборудования, уборочного инвентаря, дезинфекция всей столовой посуды и приборов в конце рабочего дня, щеток для мытья посуды, подносов, тары для пищевых отходов, соответственно данные мероприятия не проводятся, чем нарушены требования п. 5.11, 5.12, 5.14, 6.14, 6.15, 6.19, 6.20, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья"; в торговом киоске (точке) отсутствуют разрешенные для борьбы с насекомыми и грызунами средства для проведения дезинсекции и дератизации, чем нарушены требования п.п. 5.12, 12.1-12.3, 15.1 СП 2.3.6.1 1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п. 2.3, 3.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизапионных мероприятий"; в торговом киоске (точке) разделочный инвентарь - доски не имеют специальной маркировки в соответствии с обрабатываемым на них продуктом, чем нарушены требования п. 6.5, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья"; в торговом киоске (точке) не организовано проведение производственного
контроля, программа производственного контроля отсутствует, чем нарушены требования п.п. 14.1, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п.п. 1.5, 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 2.7 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 22 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства России от 15 августа 1997 г..N 1036; в торговом киоске (точке) в холодильных установках на емкостях с пищевыми продуктами (блюдами, кулинарными изделиями, нарезанными овощами) отсутствуют маркировочные ярлыки с указанием даты и часа изготовления продукции, чем нарушены требования п.п. 9.9, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", в торговом киоске (точке) в морозильной камере на полуфабрикат котлеты в количестве 2 кг, филе грудки цыпленка бройлера маринованные в количестве 50 кг, не сохранены маркировочные ярлыки с указанием срока годности данного вида продукции, не ведется журнал контроля качества фритюрных жиров, чем нарушены требования п. 7.29, п. 8.16 табл. 5, п. 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья"; помещение торгового киоска (точки), в котором производится приготовление продуктов для реализации населению не присоединено к централизованной системе водопровода, отсутствует внутренний водопровод, помещение не оборудовано раковиной и моечными ваннами с установкой смесителями с подводкой горячей и холодной воды. В наличии имеется только одна раковина с умывальником дачного типа с электрическим
подогревом, которая используется для мойки рук, а также для обработки сырья (овощей, мяса), мойки посуды, инвентаря, оборудования. Используется привозная вода, либо вода набирается сотрудниками в магазине "Медведь", расположенном напротив торгового киоска. В наличии две емкости с водой. Помещение торгового киоска не оборудовано системой канализации, отведение производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод не осуществляется в систему централизованных канализационных очистных сооружений или в систему локальных очистных сооружений канализации. Вода из раковины стекает по гофрированному шлангу в ведро, затем в течение рабочего дня выливается в сан.узел магазина "Медведь", расположенного напротив торгового киоска, чем нарушены требования п.п. 2.3, 3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
То есть допущено нарушение статей 11, 17, 24, 39 Федерального закона N 52-ФЗ.
13 марта 2019 г. ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в отношении индивидуального предпринимателя Худинян A.M. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также протокол о временном запрете деятельности с 12 часов 13 марта 2019 г. пункта общественного питания (шаурма), расположенного по адресу: "адрес".
Признавая индивидуального предпринимателя Худинян A.M. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья в качестве доказательств ее вины в совершении указанного административного правонарушения принял во внимание следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 13 марта 2019 г.; акт проверки органом государственного контроля (надзора) соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства; протокол о временном запрете деятельности индивидуального предпринимателя Худинян A.M.; распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, выездной проверки; приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о проведении в 2019 году внеплановых проверок, в том числе, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению, производству и реализации свинины, мяса птицы, продуктов переработки, а также поручением руководителям Роспотребнадзора о выполнении указанного приказа; договор купли-продажи и акт приема-передачи торгового павильона (киоска) площадью 10 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Указанным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Худинян A.M. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание устанавливается и в целях предупреждения совершения новых правонарушений, полагаю, что вывод суда о целесообразности применения именно административного приостановления деятельности и возложение обязанности устранить нарушения санитарных правил, должно способствовать предотвращению угрозы жизни и здоровью людей.
Административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Судья районного суда, учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу здоровью людей, оказывают вредное воздействия на человека и окружающую среду, обосновано пришел к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности киоска, и данный вид наказания соответствует задачам, установленным статьей 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно охране здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оснований для изменения срока приостановления деятельности не имеется, т.к. при определении его срока учтены конкретные нарушения, устранение которых может потребовать значительного временного промежутка.
Довод жалобы о назначении наказания без учета обстоятельств, смягчающих ответственность, как совершение административного правонарушения впервые, наличие на иждивении 5 несовершеннолетних, не может повлечь за собой отмену назначенного наказания, поскольку лишь данный вид наказания может содействовать избежанию неблагоприятных последствий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме того устранение нарушений санитарных правил является основанием для досрочной отмены приостановления деятельности в соответствии с порядком, предусмотренным статьёй 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частичное устранение выявленных нарушений, факт которого не подтвержден какими-либо доказательствами, не свидетельствует о неверной квалификации правонарушения, не является основанием для освобождения индивидуального предпринимателя от административной ответственности за указанные нарушения или изменения назначенного административного наказания, а также не может повлечь изменение или отмену судебного постановления.
Пунктом 16.1. СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что на временные организации общественного питания быстрого обслуживания, к которым могут относиться палатки, автоприцепы, фургоны и другие и которые организуются на согласованной в установленном порядке территории, распространяются требования санитарно-эпидемиологических правил к организациям общественного питания. Временные организации общественного питания быстрого обслуживания обеспечиваются пищевыми продуктами (полуфабрикатами, блюдами, кулинарными и другими изделиями), приготовленными в стационарных организациях общественного питания.
В ассортимент реализуемой продукции могут включаться готовые пищевые продукты промышленного производства, изделия из полуфабрикатов высокой степени готовности в потребительской упаковке, обеспечивающей термическую обработку пищевого продукта (пункт 16.4. СП 2.3.6.1079-01).
Указанным признакам объект общественного питания, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Ленина, 55, не отвечает, т.к. приготовление блюд в нём осуществляется непосредственно, вследствие чего данный объект является стационарной организацией общественного питания, а не временной организацией, обеспечивающейся полуфабрикатами, блюдами, кулинарными и другими изделиями, приготовленными в стационарных организациях общественного питания.
Из акта проверки и фото-таблицы к нему установлено, что обследованном объекте общественного питания имеется продукты, и полуфабрикаты, из которых приготовляются пищевые продукты для реализации потребителям, т.к. они не относятся к полуфабрикатам высокой степени готовности в потребительской упаковке (полуфабрикаты котлет, филе грудки цыпленка бройлера маринованные), в то время как согласно вышеназванным санитарным правилам во временных организациях общественного питания быстрого обслуживания реализуются готовые пищевые продукты промышленного производства, изделия из полуфабрикатов высокой степени готовности в потребительской упаковке, обеспечивающей термическую обработку пищевого продукта.
Характер строения, а именно: капитальное или не капитальное, с фундаментом или без, к критериям, перечисленным в главе 16 СП 2.3.6.1079-01 отношения не имеет.
Судьёй районного суда сделан правильный вывод о неприменении к организации общественного питания главы 16 СП 2.3.6.1079-01 в силу того, что указанный объект функционирует постоянно, о чём свидетельствует соглашение о пользовании туалетной комнатой, набора воды, и слива жидких отходов от 10 января 2019 г, который заключен без указания об ограничении его действия определенным периодом времени, пояснениями защитника о функционировании объекта общественного питания без учёта сезонности.
Вывод о том, что организация общественного питания не относится к категории временных подтверждается и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно которой, видом деятельности, которым занимается индивидуальный предприниматель Худинян А.М. является "Деятельность ресторанов и услуг по доставке питания" код 56.10 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.
Наименование "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" включает в числе прочего:
- услуги по предоставлению питания потребителям, независимо от того, подаются ли они в специальных местах общепита или в ресторанах самообслуживания, едят их в помещении, забирают с собой или заказывают для доставки на дом;
- подготовку и подачу пищи для непосредственного потребления с транспортных средств или передвижных лавок;
- деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, мест с предоставлением еды на вынос, вагончиков для продажи мороженого, передвижных вагончиков для продажи пищи, деятельность по приготовлению пищи в торговых палатках (56.10 "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утверждённый Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Ссылки подателя жалобы на Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Гост Р 51303-2013 являются несостоятельными, поскольку торговый киоск "Куры гриль Шаурма" является предприятием общественного питания и к рассматриваемым правоотношениям не применимы нормы права, регулирующие правоотношения в сфере торговли.
По факту устранения выявленных нарушений индивидуальный предприниматель Худинян А.М. может обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении исполнения наказания в виде приостановления деятельности в порядке, установленном статьей 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное дело рассмотрено судьёй районного суда с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное дело рассмотрено судьёй районного суда всесторонне, полно и объективно, исследованным доказательствам дана надлежащая и мотивированная оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильность которой не вызывает сомнений.
Действия индивидуального предпринимателя Худинян A.M. квалифицированы правильно по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи о наличии вины индивидуального предпринимателя Худинян A.M. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на достоверных и допустимых доказательствах.
Административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю Худинян A.M. в пределах санкции статьи 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом заслуживающих внимание обстоятельств, в пределах срока, предусмотренного статьёй 4.5 вышеназванного кодекса.
Назначенное административное наказание является справедливым, соразмерным тяжести совершенного правонарушения, применено судом, с учётом задач законодательства об административных правонарушениях, в связи с чем, оснований для его изменения не усматривается.
Нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления не имеется.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу постановления судьи районного суда не имеется.
При таких обстоятельствах считаю, что постановление судьи является законным и обоснованным. Жалоба индивидуального предпринимателя Худинян A.M. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2019 г. оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Худинян A.M. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.