Судья Верховного Суда Республики Мордовия Михеев Олег Сергеевич при секретаре судебного заседания Ивашкиной Екатерине Васильевне, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу защитника ООО "Торгово-производственный комплекс" Лесниковой Н.В. на решение судьи Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2018 г.,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности начальника ОГИБДД ММО МВД России "Чамзинский" Г.А.А. от 14 ноября 2018 г. "N", оставленным без изменения решением судьи Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2018 г, Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственный комплекс" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), и подвергнуто административному наказанию в виде "данные изъяты"
Защитник ООО "Торгово-производственный комплекс" Лесникова Н.В. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, считая их незаконными и необоснованными, просила их отменить, направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что имеющиеся доказательства по делу не позволяют сделать вывод о виновности Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В судебном заседании защитник ООО "Торгово-производственный комплекс" Лесникова Н.В. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Необходимости в допросе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, не усматриваю.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 КоАП Российской Федерации движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 Закона N257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Как следует из материалов дела 9 октября 2018 г. в 11 часов 40 минут на 1 км. автодороги, сообщением "Дубенки - с. Красино - с. Ливадка" (мост через реку Ахматовка) юридическое лицо ООО "Торгово-производственный комплекс" осуществляло перевозку тяжеловесного груза (песка) транспортным средством "Рено К8*4" с государственным регистрационным знаком "N" по управлением водителя Р.И.А. с превышением массы транспортного средства на 65,28 % без специального разрешения.
В качестве доказательств превышения допустимой массы транспортного средства при перевозке груза, должностным лицом и судьей районного суда указаны:
- акт отбора образцов (проб) от 10 октября 2018 г. сотрудниками ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия";
- акт определения фактической насыпной плотности песка, для перевода количества песка из единиц массы в объемные единицы от 11 октября 2018 г.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества должностным лицом ОГИБДД ММО МВД России "Чамзинский" к административной ответственности, установленной данной нормой.
С состоявшимися по настоящему делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как следует из материалов дела, выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения фактически основаны на сведениях, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении; схеме места происшествия; акте отбора образцов (проб) от 10 октября 2018 г.; акте определения фактической насыпной плотности песка, для перевода количества песка из единиц массы в объемные единицы от 11 октября 2018 г.
В ходе производства по делу защитник Общества выражала несогласие с обстоятельствами вмененного административного правонарушения, заявляя, что виновность Общества не доказана имеющимися по делу доказательствами.
Указанные доказательства признаны должностным лицом и судьей районного суда допустимыми, добытыми с соблюдением требований закона и достаточными для разрешения дела по существу.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения настоящей жалобы установлено следующее.
Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 27.10 КоАП Российской Федерации, соответствующее изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи и подписывается участвовавшими при изъятии лицами.
По смыслу указанных норм установленный ими порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что отбор проб песка осуществлялся ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" без соблюдения установленной процедуры, предусмотренной КоАП Российской Федерации, и до возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, определение было вынесено 17 октября 2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 26.9 КоАП Российской Федерации для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Данная норма наделяет правом поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП Российской Федерации, не только должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, но и суд, и направлена на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В то же время из ответа на запрос судьи Верховного Суда Республики Мордовия, сделанного в адрес должностного лица ОГИБДД ММО МВД России "Чамзинский", проводившего административное расследование, следует, что схема места расположения груза (песка) не составлялась, а вынесение протокола о взятии проб перевозимого груза (песка), и определения об истребовании акта отбора образцов груза и определения фактической плотности песка не осуществлялось.
Судья районного суда с суждением должностного лица согласился.
Однако мотивы в обоснование указанного вывода должностным лицом, с учетом изложенных выше требований КоАП Российской Федерации процедуре отбора проб и составленный по ее результатам документ оценки не получили.
Пробы груза (песка), отбор которого был произведен с нарушением установленной процедуры, и без фиксации его места нахождения по материалам административного дела, являлись предметом последующего определения фактической массы перевозимого груза. Данные анализа и исследования признаны доказательствами по настоящему делу и положены в основу выводов о виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения, тогда как ставят под сомнение соответствующие результаты с учетом указанных выше нарушений.
Указанные выше нарушения ставят по сомнение допустимость собранных по делу доказательств, однако они оставлены должностным лицом и судьей районного суда без должного внимания.
Меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела должностным лицом и судьей районного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных Примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление временно исполняющего обязанности начальника ОГИБДД ММО МВД России "Чамзинский" ФИО5 от 14 ноября 2018 г. "N" и решение судьи Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 26 декабря 2018 г, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственный комплекс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.