Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О., рассмотрев 12 апреля 2019 г. в г. Саранске жалобу защитника ООО "Тикане" Иваненко С.Н. на решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 28 января 2019 г.,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Баракина П.В. от 27 ноября 2018 г. ООО "Тикане" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 28 января 2019 г. указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, защитник Иваненко С.Н. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить как малозначительное, ограничиться устным замечанием. Указывает, что на момент проведения проверки в штатном расписании общества числилось два сотрудника, поэтому комиссия по проверке знаний требований охраны труда была проведена в составе двух человек; приказом от 3 декабря 2018 г. состав комиссии приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, специальная оценка условий труда проведена комиссий в составе, отвечающем требованиям трудового законодательства; обществом был предоставлен комплект документов по оценке специальных условий труда; обществом предприняты все возможные меры, направленные на соблюдение действующего законодательства в сфере специальной оценки труда.
В судебное заседание законный представитель ООО "Тикане" Илькаев И.В, защитник ООО "Тикане" Иваненко С.Н. не явились, о времени и месте судебного заседания извещёны своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу требований части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Аналогичные требования установлены статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее Федеральный закон N 426-ФЗ), так частью 1 статьи установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведённой Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия, в отношении ООО "Тикане" 19 ноября 2018 г. в 14 час. 41 мин. установлен факт нарушения юридическим лицом трудового законодательства: нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее Федеральный закон N 426-ФЗ), состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда не должен быть четным; в нарушение части 5 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ не утвержден перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда комиссией до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда; в нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ приказом работодателя не утвержден состав комиссии порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда; в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона N 426-ФЗ приказом работодателя не утвержден график проведения специальной оценки труда.
23 ноября 2018 г. в отношении ООО "Тикане" составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 27 ноября 2018 г. ООО "Тикане" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается имеющимися в деле доказательствами: распоряжением от 8 октября 2018 г. о проведении выездной проверки в отношении ООО "Тикане"; актом проверки N от 19 ноября 2018 г. предписанием от 19 ноября 2018 г.; протоколом об административном правонарушении от 23 ноября 2018 г.
Довод жалобы о малозначительности вменённого правонарушения отклоняется как несостоятельный, допущенные ООО "Тикане" нарушения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах создают существенную угрозу правоотношениям в сфере охраны труда, выражающуюся в потенциальной опасности причинении вреда здоровью работников, нарушении их прав на охрану труда.
Довод жалобы о том, что на момент проведения проверки в штатном расписании общества числилось два сотрудника, поэтому комиссия по проверке знаний требований охраны труда была проведена в составе двух человек, отклоняется как не имеющий правового значения, т.к. ООО "Тикане" по настоящему делу об административном правонарушении привлечено к ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, а не за нарушение порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда.
Доводы жалобы о том, что ООО "Тикане" устранило все нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, выявленные в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, не может повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении, т.к. данные обстоятельства не являются основанием для освобождения юридического лица об административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии представителя ООО "Тикане".
Административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО "Тикане" квалифицированы правильно по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.
Административное наказание назначено ООО "Тикане" в пределах санкции части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом заслуживающих внимание обстоятельств.
Жалоба на постановление должностного лица рассмотрена судьёй районного суда с соблюдением правил подведомственности, всесторонне, полно и объективно, исследованным доказательствам дана надлежащая и мотивированная оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильность которой не вызывает сомнений.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления не имеется.
При таких обстоятельствах, считаю, что решение судьи является законным и обоснованным. Жалоба защитника ООО "Тикане" Иваненко С.Н. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 28 января 2019 г. оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Тикане" Иваненко С.Н. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.