Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "7,
судей Поповой С.К, " Ф.И.О. "6
по докладу судьи " Ф.И.О. "6
при секретаре " Ф.И.О. "4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции ФНС России по городу-курорту Геленджику к " Ф.И.О. "1 о взыскании налога и пени по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от "... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Инспекция ФНС России по городу-курорту Геленджику обратилась в суд с административным иском к " Ф.И.О. "1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени в общей сумме " Ф.И.О. "8 рублей, из них недоплаченный налог в сумме " Ф.И.О. "9, пени - " Ф.И.О. "10 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что за " Ф.И.О. "1 числится недвижимое имущество - земельный участок с кадастровым номером " Ф.И.О. "11, расположенный по адресу: Краснодарский край, "... " владение данным земельным участком ответчику был исчислен налог в сумме " Ф.И.О. "12 руб, который ответчик не уплатил. Требованием от "... " ответчик обязан был уплатить налог и пени в установленный срок, но своего обязательства по оплате налога не выполнил.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от "... " административный иск Инспекции ФНС России по городу-курорту Геленджику к " Ф.И.О. "1 о взыскании налога и пени удовлетворен.
Суд взыскал с " Ф.И.О. "1 земельный налог в сумме " Ф.И.О. "13, пени по земельному налогу в размере " Ф.И.О. "14 рублей, а всего " Ф.И.О. "15 рублей.
Также с " Ф.И.О. "1 взыскана госпошлина в размере " Ф.И.О. "16 рублей.
В апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 просит отменить указанное решение суда как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель " Ф.И.О. "1 по доверенности " Ф.И.О. "5 на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать, представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Геленджику в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом посредством направления судебного извещения, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении. Данное извещение судебная коллегия считает заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание административный истец не известил, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел сведения о земельном участке площадью " Ф.И.О. "18 кв.м, с кадастровым номером " Ф.И.О. "17, расположенного по адресу: Краснодарский край, "... "А, разрешенное использование под швейную мастерскую землепользователь " Ф.И.О. "1, вид права пользование внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в соответствии с перечнем ранее учтенных земельных участков (инвентаризационная опись б/н), подготовленным по состоянию на " Ф.И.О. "19, в графе "... " "основной источник информации" указано "постановление главы города-курорта Геленджик от " Ф.И.О. "20. "... "".
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от "... " по делу "... ", вступившим в законную силу, установлено, что на основании Постановления главы "... " от "... " ответчику " Ф.И.О. "1 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, "... "А.
Этим же решением за " Ф.И.О. "1, как землепользователем, признано право на предоставление в собственность земельного участка площадью " Ф.И.О. "21 кв.м, с кадастровым номером " Ф.И.О. "22, расположенного по адресу: Краснодарский край, "... "А.
Согласно п.4 ст.8 Федерального закона от "... " N 141-ФЗ от "... " "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от "... " N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером " Ф.И.О. "23, расположенный по адресу: Краснодарский край, "... "А, является объектом налогообложения, а ответчик " Ф.И.О. "1, как землепользователь, обязан уплатить земельный налог в сумме " Ф.И.О. "24 рублей.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в части взыскания задолженности по земельному налогу, данные выводы являются правильными.
В свою очередь, с доводами апелляционной жалобы " Ф.И.О. "1 о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не установления обстоятельств, имеющих значения для дела, отсутствием оснований для взыскания налогов, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от "... " N 218-ФЗ "О государственной недвижимости" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 1 Федерального закона от "... " N 218-ФЗ "О государственной недвижимости", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года
Органы, указанные в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме (пункт 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 30 - 32, пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам для осуществления своих полномочий не предоставлено право устанавливать фактического собственника недвижимого имущества (в данном случае земельного участка), являющегося объектом налогообложения.
Таким образом, в силу прямого указания законодательства о налогах и сборах плательщика земельного налога лиц налоговый орган определяет исходя из сведений о правообладателях и виде права, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимость, полученных им из вышеуказанных органов.
По сведениям, представленным в налоговый орган Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел, административный ответчик владеет на праве пользования земельным участком, расположенным по адресу: с кадастровым номером " Ф.И.О. "25, расположенного по адресу: Краснодарский край, "... "А.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право пользования земельным участком зарегистрировано за административным ответчиком, у " Ф.И.О. "1 имеется обязанность по оплате земельного налога. Выводы суда первой инстанции о взыскании с административного ответчика земельного налога являются правильными. Административный ответчик не лишен возможности осуществить защиту своих прав иным способом.
В соответствии со статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела ответчиком нарушены сроки уплаты земельного налога, в связи с чем с него подлежит взысканию пени в сумме 593,09 рублей.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об уважительности пропуска срока исковой давности ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно пункту 3 статье 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Определение об отмене судебного приказа вынесено "... ", первоначально Инспекция ФНС России по городу-курорту Геленджику обратилась в суд с иском к " Ф.И.О. "1 о взыскании налога и пени "... "г, т.е. в пределах шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением судьи Геленджикского горсуда от "... " административное исковое заявление Инспекции ФНС России по городу- курорту Геленджику к " Ф.И.О. "1 оставлено без движения из-за отсутствия выписки из ЕГРН, подтверждающей зарегистрированное право " Ф.И.О. "1 на земельный участок с кадастровым номером " Ф.И.О. "26, расположенный по адресу: Краснодарский край, "... " устранения недостатков установлен до "... "г.
Определением судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от "... " административное исковое заявление Инспекции ФНС России по городу- курорту Геленджику к " Ф.И.О. "1 о взыскании налога и пени возвращено, поскольку истцом в установленный срок не представлена выписка из ЕГРН.
Сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел сведения о земельном участке с кадастровым номером " Ф.И.О. "27, расположенном по адресу: Краснодарский край, "... "А поступили в Инспекцию ФНС России по городу-курорту Геленджику "... "г, т.е. по истечении срока для устранения недостатков искового заявления.
Повторно Инспекция ФНС России по городу-курорту Геленджику обратилась в суд с иском к " Ф.И.О. "1 "... ", поэтому срок обращения в суд Инспекцией ФНС России по городу-курорту Геленджику пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции является законным, так как оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, и обоснованным, так как в нем отражены имеющие значение для данного дела фактические обстоятельства, подтвержденные проверенными апелляционным судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также то, что оно содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом обстоятельств.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от "... " оставить без изменения, апелляционную жалобу " Ф.И.О. "1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочное апелляционное определение изготовлено "... "
" Ф.И.О. "28 " Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
" Ф.И.О. "28
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.