Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев 22 мая 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии N8 УФСИН России по Республике Коми Саранчи А.Е. на определение Ухтинского городского Республики Коми от 29 марта 2019 года, которым
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Новикова Андрея Анатольевича прекращено в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
на рассмотрение мирового судьи Водненского судебного участка г.Ухты Республики Коми поступил протокол об административном правонарушении от "Дата обезличена" года, составленный начальником отдела безопасности ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми Владимировым А.Н, в отношении осуждённого Новикова А.А. по части 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и сопутствующие ему материалы дела об административном правонарушении.
Определением мирового судьи Водненского судебного участка г.Ухты Республики Коми от 14 марта 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Новикова А.А. передано на рассмотрение по подведомственности в Ухтинский городской суд Республики Коми.
Судьей Ухтинского городского суда Республики Коми 29 марта 2019 года в порядке подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению вынесено определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Новикова А.А. в связи с отсутствием в его действиях признаков вменяемого правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, начальник ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми Саранча А.Е. просит определение судьи городского суда отменить, признать Новикова А.А. виновным в совершении административного правонарушения и назначить ему наказание в виде административного штрафа.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Новиков А.А. отбывает в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми уголовное наказание в виде лишения свободы.
Согласно протоколу об административном правонарушении от "Дата обезличена" года в... минут "Дата обезличена" года в камере... ШИЗО (блока штрафного изолятора) ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми Новиков А.А. закрыл объектив камеры видеонаблюдения листком бумаги, чем воспрепятствовал исполнению сотрудником уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Новикова А.А, судья городского суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мотивируя тем, что объективная сторона вменяемого состава правонарушения выражается в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно в воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей, совершенными лицами, не отбывающими наказание, тогда как нарушение Новиковым А.А. порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы охватывается нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Таким образом, административная ответственность по части 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, то есть за такие действия, которые выражаются в непосредственном отказе подчиниться распоряжениям (требованиям) сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, в физическом сопротивлении и противодействии ему.
Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 2.3 Кодекса административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Как следует из пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N295, осужденные обязаны, в том числе выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Согласно частям 2, 3, 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Таким образом, применительно к изложенному, неповиновение осужденным законному распоряжению или требованию сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима, может образовывать объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 2.3 Кодекса административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Как следует из пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N295, осужденные обязаны, в том числе выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Согласно частям 2, 3, 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Таким образом, применительно к изложенному, неповиновение осужденным законному распоряжению или требованию сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима, может образовывать объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поскольку Новиков А.А. достиг возраста, с которого наступает административная ответственность, то он может выступать в качестве субъекта административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вопреки требованиям статьей 24.1, 26. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьёй городского суда не дана надлежащая оценка приведённым выше нормам материального права, а также действиям лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Новикова А.А, равно как и тому, являются ли данные действия воспрепятствованием исполнению сотрудником уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей, неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением им обязанностей по обеспечению охраны и безопасности учреждения уголовно-исполнительной системы, поддержанию в нем установленного режима.
Кроме того, согласно части 2 статьи 29.4, пункту 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вынесение определения о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действующим административным законодательством не предусмотрено. Как следует из содержания части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определение выносится на стадии подготовки дела к рассмотрению и в рамках разрешения вопросов, перечень которых регламентирован частью 1 названной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, что в рассматриваемом случае не учтено судьёй городского суда.
Между тем, неправильное применение положений части 2 статьи 29.4, пункта 1 части 1.1 статьи 29.9,пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, повлекшее прекращение производства по настоящему делу, является существенным нарушением процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми не истек предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, то определение судьи подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в тот же городской суд.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
определение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 марта 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Новикова Андрея Анатольевича, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, отменить, направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Ухтинский городской суд Республики Коми.
Судья Д.А. Колесникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.