Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев жалобу Администрации ГП "Емва" на постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации ГП "Емва",
установил:
постановлением судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2018 года администрация ГП "Емва" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, администрация ГП "Емва" обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт, указывая на то, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Статьей 6.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 года N 40 введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02". В соответствии с положениями данных Правил нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
Шахтные колодцы предназначены для получения подземных вод из первого от поверхности безнапорного водоносного пласта. Такие колодцы представляют собой шахту круглой или квадратной формы и состоят из оголовка, ствола и водоприемной части (пункт 3.3.1 СанПиН 2.1.4.1175-02).
Оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку (пункт 3.3.3 СанПиН 2.1.4.1175-02) По периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер (пункт 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02).
По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице пункта 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02.
Как следует из материалов дела, "Дата обезличена" между администрацией ГП "Емва" и ООО "... " был заключен договор на выполнение работ по ремонту и очистке колодца по адресу: г. "Адрес обезличен". Все предусмотренные локальной сметой работы выполнены ООО "... " и приняты администрацией ГП "Емва", о чем свидетельствует акт приемки выполненных работ от 15 июня 2018 года.
В то же время, материалами дела установлено, что в ходе проведения административного расследования в отношении администрации ГП "Емва" выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, а именно пунктов 3.3.3, 3.3.4, 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников", части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", выразившееся в не организации водоснабжения населения, проживающего в индивидуальных жилых домах в "Адрес обезличен", домах N "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", для которых единственным доступным источником водоснабжения является колодец, расположенный в "Адрес обезличен" (возле дома N "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен").
Установлено, что оголовок указанного колодца (надземная часть), помещенный в деревянную будку, не имеет крышки для защиты шахты от засорения и загрязнения; вокруг колодца отсутствует ограждение; исследованный образец воды питьевой нецентрализованной системы водоснабжения, отобранный 20 ноября 2018 года из указанного колодца не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, а также гигиеническим нормативам по органолептическим и санитарно-химическим показателям.
Факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ и вина администрации ГП "Емва" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N 77 от 12 декабря 2018 года; обращением жителя г. Емва в прокуратуру Княжпогостского района об оказании содействия в обязании администрации ГП "Емва" в проведении ремонта колодца; договором на выполнение работ от 28 мая 2018 года, заключенным между администрацией ГП "Емва" и ООО "... "; локальной сметой; актом о приемке выполненных работ; протоколом осмотра источника нецентрализованного водоснабжения (колодца) и прилегающей территории, находящегося по адресу: "Адрес обезличен"; фотоматериалом; протоколом отбора проб; экспертным заключением N 171/2018/216 от 28 ноября 2018 года по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы; протоколом лабораторных исследований; протоколами опроса свидетелей; Уставом МО ГП "Емва".
Вывод судьи о наличии в действиях администрации ГП "Емва" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших администрации ГП "Емва" исполнению требований санитарного законодательства, не представлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия администрации ГП "Емва" правильно квалифицированы по статье 6.5 КоАП РФ.
Обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией статьи 6.5 КоАП РФ, указано, в чем выразилось нарушение со стороны администрации ГП "Емва".
Доводы жалобы о том, что привлекаемое лицо не является субъектом вмененного административного правонарушения, являются несостоятельными.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава МО ГП "Емва", зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по Республики Коми от 08 мая 2014 года, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения городского поселения "Емва".
Пунктом 4.3 части 1 статьи 8 Устава МО ГП "Емва" установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского поселения обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений на соответствующих территориях.
В силу части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение в соответствие с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С учетом указанных законоположений ГП "Емва" является лицом, ответственным за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к воде на соответствующей территории и соответственно надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с толкованием судьей норм материального права, само по себе не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения закона, а также предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Постановление надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции 6.5 КоАП РФ, в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации ГП "Емва" оставить без изменения, жалобу администрации ГП "Емва" - без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.