Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Старцевой Е.В,
рассмотрев 03 апреля 2019 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу заместителя начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г.Сыктывкару Патова А.А. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2019 года,
установил:
18.09.2018 заместителем начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД Росси по г.Сыктывкару Патовым А.А. в отношении Прокушева Д.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, из которого следует, что 09.09.2018 в период времени с 14.00 часов до 15.40 часов, Прокушев Д.М, будучи предупрежденным о недопустимости нарушений действующего законодательства в области публичных мероприятий, организовал и в составе группы граждан проводил публичное мероприятие в смешанной форме шествие и митинга, не получив в установленном порядке согласия органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар", граждане по очереди высказывали свое мнение по поводу преимущественно политической и социально-экономической ситуации в стране, коррупции, повышении пенсионного возраста, выкрикивали различные тематические лозунги, держали таблички с надписями против повышения пенсионного возраста, красные воздушные шары с нанесенной белой буквой "Н", привлекая внимание граждан и средств массовой информации, тем самым нарушил требования части 5 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ от 19.06.2007 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, 29.01.2019 судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми вынесено постановление, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Прокушева Д.М. прекращено, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД Росси по г.Сыктывкару Патов А.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление судьи Сыктывкарского городского суда отменить, указывая на то, что выводы суда об отсутствии с действиях Прокушева Д.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, являются ошибочными.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности Прокушева Д.М, защитника Прокушева Д.М. - Ивашева А.Ю, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, что влечет наложения административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов;
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Прокушева Д.М. судья исходил из того, что в действиях Прокушева Д.М. отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку имел место необоснованный отказ в согласовании проведения публичного мероприятия, и обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия не направлялось заявителю, отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.
Оснований не согласиться с такими выводами судьи городского суда не имеется.
На основании ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок проведения публичных мероприятий урегулирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пункты 1,3 части 4 статьи 5 которого возлагают на организатора публичного мероприятия обязанности по подаче в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, и по обеспечению соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Изложенным обязанностям организатора публичного мероприятия корреспондируют обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Кроме того, в Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть3 статьи 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статьи 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (статья 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть3 статьи 55).
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28) обращено внимание судов на то, что невыполнение органом публичной власти (его должностным лицом), уполномоченными представителями органа публичной власти или органа внутренних дел обязанностей, предусмотренных соответственно частями 1 и 3 статьи 12, статьями 13, 14 Закона о публичных мероприятиях, может свидетельствовать об отсутствии в действиях (бездействии), совершенных организатором публичного мероприятия либо его участниками состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 КоАП РФ.Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ).
Согласно материалам дела 27 августа 2018 г, то есть в установленный статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" срок, Прокушевым Д.М. в администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" подано уведомление о проведении 09.09.2018 с 14.00 до 16.00 публичных мероприятий в форме шествия и митинга.
Маршрут движения участников шествия: от перекрестка улицы Первомайской с улицей Коммунистической, по улице Коммунистической до Театральной площади г.Сыктывкара.
Место проведения митинга: г.Сыктывкар, Театральная площадь, у здания ГАУ РК "Государственный театр оперы и балета Республики Коми", ул.Коммунистическая,32.
Письмом N01/1-12/133 от 29 августа 2018 г. администрация МО ГО "Сыктывкар" не согласовала проведение заявленных публичных мероприятий: шествия- в связи с тем, что проведение данного мероприятия нарушит требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения на объектах транспортной инфраструктуры, может создать помехи движению транспорта или движению пешеходов; митинга - в связи с несогласованием правообладателя, а также в связи с наличием на заявленной площадке мест, определенных для проведения мероприятий и отдыха с участием детей ( не соблюдены требования пункта 3 статьи 5 Закона РК от 29.11.2012 N91-РЗ " О некоторых вопросах при проведении публичных мероприятий в Республике Коми").
Также отмечено, что в связи с проведением 09.09.2018 на иных открытых площадках города Сыктывкара публичных и других мероприятий, для реализации целы заявленного публичного мероприятия, включая свободное формирование и выдвижение участниками мероприятия своих требований и их доведения до соответствующих адресатов, проведение заявленного публичного мероприятия не представляется возможным.
Публичное мероприятие в виде митинга и шествия было проведено 09.09.2018 в период с 14.00 до 15.40, от перекрестка Коммунистической и Первомайской со стороны Центрального городского бассейна, с движением по тротуару ул. Коммунистическая до Театральной площади.
При разрешении дела нижестоящий суд установил, что органом публичной власти организатору публичного мероприятия не были предложены альтернативные мотивированные варианты площадок для проведения шествия и митинга.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.12 года N 598 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущество общественно-политического характера мест" в г. Сыктывкаре определены соответствующие площадки : в Мичуринском парке, перед МБУК "Дом культуры "Волна" в пгт. Краснозатонский, на ул. Менделеева, в Берендеевском парке Эжвинского района, возле здания N 11 по ул. Общественная в пгт. Верхняя Максаковка.
Ни одна из указанных площадок для проведения публичного мероприятия 09.09.2018 года заявителю предложена не была.
Доказательств, подтверждающих наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах выводы судьи об отсутствии в действиях Прокушева Д.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ и наличия оснований для прекращения производства по делу об административной правонарушении, является правильным.
Доводы жалобы о том, что Прокушев Д.М. в случае несогласия с отказом администрации МО ГО "Сыктывкар" в согласовании проведения заявленного им публичного мероприятия, должен был это отказ, либо действия должностных лиц оспаривать, и не вправе был проводить несанкционированное публичное мероприятие, не влекут отмены оспариваемого постановления, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства регулирующего порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
Руководствуясь 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2019 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г.Сыктывкару Патова АА. - без удовлетворения.
Судья.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.