Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Микушевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2019 года в г. Сыктывкаре жалобу заместителя начальника МОСП по ИОВИП - заместителя старшего судебного пристава Шангиной Е.В. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Коми,
установил:
постановлением заместителя начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Министерство здравоохранения Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в суд с жалобой, в которой просило постановление отменить, указывая на принятие Министерством всех необходимых мер для исполнения решения суда, наличие объективных причин невозможности исполнения решения суда в сроки, указанные в постановлении судебного пристава-исполнителя.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" постановление заместителя начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Республики Коми, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо, вынесшее постановление, Шангина Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, оставить в силе постановление должностного лица о привлечении Министерства здравоохранения Республики Коми к административной ответственности, настаивая на совершении и наличии в действиях Министерства состава вмененного правонарушения.
В судебное заседание заместитель начальника МОСП по ИОВИП - заместитель старшего судебного пристава Шангина Е.В. не явилась.
Защитник Министерства здравоохранения Республики Коми Чамашкин В.А. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося участника дела, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в Межрайонном ОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми на исполнении находится исполнительное производство "Номер обезличен", возбужденное "Дата обезличена" в отношении должника Министерства здравоохранения Республики Коми, предметом исполнения которого является обязанность обеспечить... лекарственным препаратом "... по решению Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена". Указанным постановлением Министерству здравоохранения Республики Коми предложено в срок 5 дней со дня его получения добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Указанное постановление получено должником в тот же день.
"Дата обезличена" в отношении Министерства здравоохранения Республики Коми вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление получено должником "Дата обезличена", исполнительский сбор перечислен в федеральный бюджет "Дата обезличена".
"Дата обезличена" Министерству здравоохранения Республики Коми вручено требование судебного пристава-исполнителя от 18.12.2018 "Номер обезличен" об исполнении решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" в срок до "Дата обезличена", с разъяснением закона об административной ответственности по статье 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнение требования.
В срок, установленный судебным приставом-исполнителем, Министерство здравоохранения Республики Коми требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнило, представило информацию о невозможности исполнения решения суда в установленный в требовании срок, поскольку проведение мероприятий по закупке препарата "... для... требует временных затрат в соответствие с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Сообщило о принятых мерах по исполнению решения суда, направлению "Дата обезличена" запросов коммерческих предложений широкому кругу потенциальных поставщиков, подготовке и направлению технического задания, передаче "Дата обезличена" в Министерство финансов Республики Коми заявки на размещение, направлении аукционной документации для проведения аукциона "Дата обезличена".
"Дата обезличена" судебным приставом-исполнителем Межрайонном ОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми оформлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, взяты объяснения законного представителя юридического лица.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 105 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
На основании протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установив, что Министерство здравоохранения Республики Коми в установленный в требовании срок не представила судебному приставу-исполнителю документы об исполнении решения суда, должностное лицо Межрайонном ОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми пришло к выводу о том, что должник не выполнил законное требование судебного пристава-исполнителя, признав его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Судья городского суда, отменяя постановление заместителя начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Шангиной Е.В. от "Дата обезличена" "Номер обезличен" по жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми и прекращая производство по делу об административном правонарушении, установив, что Министерством проводятся организационные мероприятия, выразившиеся в организации закупки препарата "... " в целях индивидуального обеспечения пациента.., заявка на закупку препарата "... " передана на размещение в Министерство финансов Республики Коми, определена дата проведения аукциона "Дата обезличена", пришел к выводу о принятии Министерством здравоохранения Республики Коми всех зависящих от него мер для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, однако исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении (до 26 "Дата обезличена") в виду наличия объективных причин не представилось возможным.
С таким выводом судьи городского суда следует согласиться.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2006 N 556-О следует, что во взаимосвязи со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, статьи 24.1 и 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины.
Из материалов дела следует, что на момент вынесения оспариваемого постановления судебный пристав был проинформирован Министерством здравоохранения Республики Коми о невозможности исполнения требований судебного пристава в сроки, установленные постановлением судебного пристава-исполнителя от "Дата обезличена", поскольку мероприятия по закупке лекарственного препарата "... " в целях индивидуального обеспечения пациента... им были осуществлены, заявка на закупку препарата... " передана на размещение в Министерство финансов Республики Коми, определена дата проведения аукциона "Дата обезличена". Поскольку закупка указанного препарата должна была быть осуществлена в порядке, определенном положениями Федерального закона N 44-ФЗ "О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающего определенную процедуру проведения аукциона на закупку препарата, исполнение решения суда было ограничено временными рамками, то есть существовали объективные причины невозможности исполнения требований судебного пристава.
При изложенных данных реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об обеспечении пациента... лекарственным препаратом "... " у Министерства здравоохранения Республики Коми, принявшего все зависящие от него меры, не имелось, доказательств обратному суду не представлено.
При таких обстоятельствах, судья городского суда обоснованно исходил из того, что вина Министерства здравоохранения Республики Коми в совершении административного правонарушения не установлена.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 февраля 2019 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника МОСП по ИОВИП - заместителя старшего судебного пристава Шангиной Е.В.- без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья- А.А. Голиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.