Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев 19 июня 2019 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заместителя директора по производству Корткеросского филиала акционерного общества "Коми тепловая компания" Вайнбергер А.А. на постановление "Номер обезличен" руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Шашева Р.А. от 27 ноября 2018 года и решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 24 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением "Номер обезличен" руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Шашева Р.А. должностное лицо - заместитель директора по производству Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания" Вайнбергер А.А. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица надзорного органа, должностное лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, Вайнбергер А.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 марта 2019 года жалоба Вайнбергера А.А. на постановление, вынесенное руководителем Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) по делу об административном правонарушении направлена для рассмотрения в Корткеросский районный суд Республики Коми.
Определением судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 02 апреля 2019 года жалоба Вайнбергера А.А. принята к производству суда, по итогам рассмотрения которой судьей Корткеросского районного суда Республики Коми 24 мая 2019 года вынесено решение, которым постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица юрисдикционного органа и судебного решения, Вайнбергер А.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой настаивает на отсутствии в его действиях как должностного лица поставщика ресурсов в виде теплоснабжения состава вменяемого административного правонарушения. Указывает, что собственник жилого помещения в виде "Адрес обезличен" многоквартирного "Адрес обезличен" Привалов А.Н. обязан ежегодно проводить ремонт и наладку технического и иного оборудования, участвующего в процессе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Ссылается на то, что надзорным органом для сравнения не проводились замеры иных квартир многоквартирного дома. Судом не дана оценка факта самовольного увеличения количества радиаторных секций в квартирах, в частности в вышеприведенной "Адрес обезличен", также не учтено, что Арбитражным Судом Республики Коми рассматривается дело, где АО "Коми тепловая компания" обжалует предписание "Номер обезличен" от 22 ноября 2018 года, согласно которому Обществу предписывается обеспечить нормативную температуру воздуха в "Адрес обезличен". Температура теплоносителя на вводе в дом по показаниям прибора учета соответствует нормативным требованиям. Также приведено, что ни в акте проверки, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, на основании каких объективных данных (показания каких приборов) давление не соответствует нормативным требованиям и имеет отклонения.
Должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Вайнбергер А.А. в судебном заседании при рассмотрении жалобы на ее доводах настаивал в полном объеме, просил о прекращении производства по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения ввиду отсутствия достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о виновных действиях тепловой компании, приведших к необеспечению температурного режима требованиям нормативов.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении руководитель Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Шашев Р.А. в судебное заседание при рассмотрении жалобы в Верховном Суде Республики Коми на решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял, в связи с чем, с учетом мнения явившегося участника процесса, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица, явка которого судом обязательной не признается.
Заслушав объяснения Вайнбергера А.А, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно части 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее по тексту - Правила), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "в" пункта 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из пункта 15 Приложения N 1 к Правилам, в качестве требования к качеству коммунальной услуги в виде отопления установлено обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Пунктом 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, установлено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов. Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами (пунктами 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Из материалов дела следует, что по факту коллективного обращения Привалова А.Н. ( "Адрес обезличен"), Мишариной Л.В. ( "Адрес обезличен"), Ярановой М.В. ( "Адрес обезличен") в Государственную жилищную инспекцию по Корткеросскому району по вопросу нарушения температурного режима коммунальной услуги отопления в квартирах "Номер обезличен", "Номер обезличен" "Адрес обезличен" 8 ноября 2018 года руководителем Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Шашевым Р.А. было издано распоряжение "Номер обезличен" о проведении внеплановой проверки в отношении АО "Коми тепловая компания", являющегося ответственным лицом за обеспечение предоставления потребителям качественных коммунальных услуг.
По результатам проведенной проверки должностным лицом административного органа 9 ноября 2018 года составлены акты, в том числе по объекту жилого помещения в виде "Адрес обезличен" Республики Коми, согласно которому в данном жилом помещении выявлен следующий температурный режим: в большой комнате зала температура воздуха составляет + 20 °C при нормативе +22 °C.
Согласно материалам дела, Корткеросский филиал АО "Коми тепловая компания" предоставляет коммунальную услугу теплоснабжения в "Адрес обезличен" Республики Коми на основании заключенных с жильцами дома договоров.
В соответствии с договором "Номер обезличен" теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения от 1 ноября 2010 года, заключенного с Приваловым Н.В, проживающем в "Адрес обезличен" вышеописанного дома, исполнитель несет ответственность за режим и качество подаваемой тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме абонента или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Указанная граница определяется актом балансовой принадлежности сетей.
Многоквартирный жилой "Адрес обезличен" Республики Коми включает в себя наличие центрального отопления.
Исходя из договора теплоснабжения между АО "Коми тепловая компания" и собственниками указанного многоквартирного дома границей эксплуатационной ответственности АО "Коми тепловая компания" является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с централизованной сетью теплоснабжения.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии установлен на уровне второго этажа, во втором подъезде рассматриваемого многоквартирного жилого дома.
На основании изложенного следует, что границей эксплуатационной ответственности АО "Коми тепловая компания" и собственников помещений в многоквартирном доме является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с центральной сетью теплоснабжения.
Выявленные нарушения норм специального законодательства в сфере обеспечения населения коммунальными услугами явились основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечении должностного лица ресурсоснабжающей организации - заместителя директора по производству Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания" Вайнбергера А.А. к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с установлением при пересмотре постановления должностного лица факта нарушения ресурсоснабжающей организацией режима обеспечения потребителя тепловой энергией соответствующего качества, в том числе соблюдение перепадов давления воды в тепловых сетях, учитывая, что должностное лицо Вайнбергер А.А, являясь заместителем директора по производству Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания", не принял достаточных и исчерпывающих мер контроля при осуществлении деятельности юридического лица по теплоснабжению по котельной филиала, при наличии неоднократных обращений жильцов "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" о неравномерном распределении тепла по дому, что привело к нарушению температурного режима в "Адрес обезличен" приведенного дома, судья районного суда пришел к правильному выводу в соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях о законности привлечения должностного лица Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания" Вайнбергер А.А. к административной ответственности по статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствии правовых оснований для отмены постановления должностного лица.
Факт совершения должностным лицом Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания" Вайнбергер А.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 23 ноября 2018 года; актами обследования системы теплоснабжения многоквартирного дома по адресу: "Адрес обезличен"; актом осмотра системы отопления; дефектными ведомостями; актом проверки от 22 ноября 2018 года; трудовым договором "Номер обезличен"-л от 3-0.10.2017, заключенного между АО "Коми тепловая компания" и Вайнбергер А.А.; приказом о приеме на работу Вайнбергер А.А. "Номер обезличен"-л от 30.10.2017 в качестве заместителя директора по производству Корткеросского филиала Ао "Коми тепловая компания"; должностной инструкцией заместителя директора по производству Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания"; обращениями жильцов "Адрес обезличен" Республики Коми; актами проверки состояния установленного прибора учета; актами проверки коммунальных услуг от 9 ноября 2018 года; свидетельством о поверки термометра; распоряжением "Номер обезличен" от 8 ноября 2018 года о проведении проверки, и другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о доказанности факта нарушения Корткеросским филиалом АО "Коми тепловая компания", где в качестве заместителя директора по производству исполняет обязанности Вайнбергер А.А, нормативных показателей температурного режима коммунального ресурса, нарушение которых образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Возражения подателя жалобы о том, что он не является субъектом вмененного правонарушения, исследованы судом нижестоящей инстанции и отклонены. Устанавливая наличие возможности обеспечения граждан коммунальными ресурсами надлежащего качества, суд пришел к выводу о том, что в данном случае именно в действиях предприятия - ресурсоснабжающей организации - в связи с неравномерным распределением тепла по дому - имеется состав административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что собственник жилого помещения "Адрес обезличен" многоквартирного "Адрес обезличен" Привалов А.Н. обязан ежегодно проводить ремонт и наладку технического и иного оборудования, участвующего в процессе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, не опровергают выводы должностного лица контролирующего органа и судьи районного суда о наличии в действиях должностного лица ресурсоснабжающей организации нарушений требований части 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года "Номер обезличен", пункта 2, подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года "Номер обезличен", пункта 15 Приложения у указанным Правилам, пункта 6.1 ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования", утвержденный приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года "Номер обезличен"-ст, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на то, что надзорным органом для сравнения не проводились замеры иных квартир многоквартирного дома, опровергается материалами дела, поскольку замеры проводились по коллективному обращению жильцом вышеприведенного многоквартирного дома, а именно, в квартирах "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" "Адрес обезличен". Кроме того, данное обстоятельство правового значения не имеет, поскольку должностным лицом при проведении проверки установлено нарушение температурного режима коммунальной услуги - отопления в "Адрес обезличен" "Адрес обезличен", что является достаточным основанием при установленных фактических обстоятельствах дела для привлечения к административной ответственности по инкриминируемому административному правонарушению.
Указание в жалобе на то, что судом не дана оценка факту самовольного увеличения количества радиаторных секций в квартирах, в частности в вышеприведенной "Адрес обезличен", в которой установлено неравномерное распределение тепла в отопительном приборе, является необоснованным, поскольку по материалам дела усматривается нарушение именно ресурсоснабжающей организацией нормативного уровня предоставления коммунальной услуги теплоснабжения абоненту. При этом, доказательств того, что некачественный прогрев отопительных приборов в указанной квартире связан с увеличением радиаторов отопления, установленных в квартире многоквартирного дома, а также, что абонентом услуги были произведены работы по изменению количества радиаторов (изменение инженерных систем), что повлияло на качество предоставляемой услуги, материалы дела не содержат, суду не представлено.
Согласно пункту 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать помимо прочего поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
При указанных фактических обстоятельств по делу во взаимосвязи с нормами, регулирующими требования, предъявляемые к системе централизованного отопления, выводы должностного лица надзорного органа и судьи районного суда о наличии в действиях привлекаемого лица события и состава вменяемого административного правонарушения, являются правильными.
Доводы жалобы о том, что судом не учтено, что Арбитражным Судом Республики Коми рассматривается дело, где АО "Коми тепловая компания" обжалует предписание "Номер обезличен" от 22 ноября 2018 года, согласно которому Обществу предписывается обеспечить нормативную температуру воздуха в "Адрес обезличен", не влекут отмену обжалуемых актов, поскольку исполнение предписания является основанием для проверки наличия либо отсутствия события иного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, в постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенным юрисдикционным органом указано о применении при проведении замеров температуры воздуха в жилом помещении "Адрес обезличен" Республики Коми измерительного прибора, а именно, термометра контактного цифрового ТК-5.04, заводской "Номер обезличен" (свидетельство о поверке "Номер обезличен" от "Дата обезличена"; действительно до "Дата обезличена"), копия свидетельства о поверки имеется в материалах дела об административном правонарушении "Номер обезличен".
Учитывая установленный факт совершения должностным лицом исполнителя - ресурсоснабжающей организацией заместителя директора по производству Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания" Вайнбергер А.А. административного правонарушения, в отсутствие доказательств объективной невозможности соблюдения данным лицом правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, иные доводы жалобы не могут повлиять на законность привлечения к административной ответственности.
Несогласие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, с произведенной судьёй районного суда оценкой доказательств, и выводами судьи не свидетельствует о допущении существенных нарушений Кодекса РФ об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Постановление о привлечении должностного лица заместителя директора по производству Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания" Вайнбергер А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление "Номер обезличен" руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Шашева Р.А. от 27 ноября 2018 года и решение судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 24 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора по производству Корткеросского филиала АО "Коми тепловая компания" Вайнбергер А.А, оставить без изменения, жалобу Вайнбергер А.А. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.