Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев 19 июня 2019 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица председателя садоводческого некоммерческого товарищества "Аэрофлот" Васильева Г.И. на постановление "Номер обезличен" заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Лапицкой Е.А. от 17 декабря 2018 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 30 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении садоводческого некоммерческого товарищества "Аэрофлот",
установил:
постановлением "Номер обезличен" заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Лапицкой Е.А. от 17 декабря 2018 года садоводческое некоммерческое товарищество "Аэрофлот" (далее по тесту - СНТ "Аэрофлот") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица надзорного органа, законный представитель юридического лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, - председатель СНТ "Аэрофлот" Васильев Г.И, обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Ухтинского городского суда Республики Коми 30 апреля 2019 года постановлено решение, которым постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица юрисдикционного органа и судебного решения, СНТ "Аэрофлот" в лице законного представителя Васильева Г.И. обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой. Жалоба мотивирована тем, что СНТ "Аэрофлот" не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку не является субъектом естественной монополии, собственником или иным владельцем объекта электросетевого хозяйства. Выражает несогласие с выводом суда, который фактически возлагает ответственность за действия отдельных членов СНТ на все общество. СНТ "Аэрофлот" никаких действий по ограничению доступа ПАО "МТС" к электрической сети не совершало, СНТ "Аэрофлот" не может отвечать за действия независимых от него физических лиц.
При рассмотрении жалобы на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Шуйская Н.А, уполномоченная соответствующей доверенностью, в судебном заседании Верховного Суда Республики Коми полагала доводы жалобы председателя СНТ "Аэрофлот" Васильева Г.И. необоснованными, основанными на неверном толковании законодательства.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, своего представителя в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не направило, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом мнения явившегося участника процесса, нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, явка которого судом обязательной не признается.
Заслушав объяснения представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту - Правила технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 2.2 Правил технологического присоединения, действие настоящих Правил распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
В силу абзацев 2, 3 пункта 8(5) Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения, и требовать за это плату.
Правила (порядок обеспечения) недискриминационного доступа, порядок подключения (технологическое присоединение), утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N861, от 29 марта 2011 года N218, от 17 февраля 2011 года N90, от 21 декабря 2009 года N1039, от 13 февраля 2006 года N83, от 30 декабря 2013 года N1314, от 24 ноября 1998 года N1370, от 29 июля 2013 года N644, от 29 июля 2013 года N 642, предусматривают, что ими определяются, в том числе: процедуры подключения (технологического присоединения) к указанным выше объектам; порядок направления технических условий на подключение (технологическое присоединение) и требования к содержанию указанных документов; существенные условия договора о подключении (технологическом присоединении
Правила (порядок обеспечения) недискриминационного доступа, порядок подключения (технологическое присоединение), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, которые определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Как следует из материалов дела, энергоснабжение СНТ "Аэрофлот" осуществляется в соответствии с договором энергоснабжения "Номер обезличен" от 9 ноября 2016 года, заключенным между ОАО "Коми энергосбытовая компания" и Васильевым Г.И.
Согласно приложению "Номер обезличен" к Договору "Номер обезличен" от 9 ноября 2016 года точки поставки электрической энергии (границы балансовой принадлежности) определены контактными соединениями отходящего провода ВЛ "Дачная" на оп. 42 с Р-122, контактными соединениями отходящего провода ВЛ-0,6 кВ на оп. 33 СОТ "Аэрофлот", "Адрес обезличен".
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что ПАО "МТС" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: "Адрес обезличен" "Адрес обезличен", участок "Номер обезличен", - которому соответствует кадастровый "Номер обезличен".
На указанном земельном участке расположена базовая станция сотовой связи БС 11-0811, являющаяся элементом сети связи ПАО "МТС".
В соответствии с договором на технологическое присоединение "Номер обезличен" от 30 мая 2018, заключенным между ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Сетевая организация) и ПАО "МТС", и техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от "Дата обезличена" (приложение к договору "Номер обезличен"Ц/18 от "Дата обезличена") базовая станция сотовой связи БС-11-0811, расположенная по адресу: "Адрес обезличен", "Адрес обезличен", - (далее - Объект связи) технологически опосредованно от оп. 8/13 ВЛ-0,4 кВ ф. магистральный РУ-0,4 кВ КТП-400 "Дачная" СОТ "Аэрофлот" присоединено к электрическим сетям ПАО "МРСК Северо-Запада", что документально подтверждено актом об осуществлении технологического присоединения от 10 июля 2018 года.
ПАО "МРСК Северо-Запада" письмом от 4 июля 2018 года "Номер обезличен", направленным в адрес председателя Правления СНТ "Аэрофлот" Васильева Г.И. (получено 13 июля 2018 года), уведомило последнего о заключении между Сетевой организацией и ПАО "МТС" договора об осуществлении технологического присоединения Объекта связи к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго", а так же о том, что садоводческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих иным лицам, расположенным на территории этого объединения, и направило в адрес Товарищества копию технических условий.
Актами от 7 сентября 2018 года, 20 сентября 2018 года, 28 сентября 2018 года, составленными представителями ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице ПО "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" и филиалом ПАО "МТС" в г. Сыктывкаре, зафиксированы факты отключения вводного коммутационного аппарата на ВЛ-0,4кВ, находящегося в распределительном щите на опоре без номера от ТП - "Дачная" у "Адрес обезличен", в результате чего была прекращена подача электроэнергии на оборудование базовой станции БС-11-0811: в 15 часов 38 минут 7 сентября 2018 года; в 10 часов 55 минут 20 сентября 2018 года; в 11 часов 35 минут 28 сентября 2018 года.
Из письменных пояснений ПАО "МРСК Северо-Запада", АО "Коми энергосбытовая компания" следует, что Сетевая организация, Гарантирующий поставщик в указанные даты в отношении объектов СНТ "Аэрофлот", Объекта связи ПАО "МТС" ограничение режима потребления электрической энергии не вводили.
Как следует из материалов дела и подтверждено председателем СНТ "Аэрофлот" Васильевым Г.И. при рассмотрении судом нижестоящей инстанции жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, что отключение Объекта связи ПАО "МТС" могло быть произведено любым из членов СНТ "Аэрофлот".
Установив приведенные фактические обстоятельства по делу при пересмотре постановления должностного лица, проанализировав нормы применяемого в рассматриваемом деле законодательства об электроэнергетики и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектом по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а также Правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, суд нижестоящей инстанции пришел к правильному выводу о нарушении субъектом естественной монополии СНТ "Аэрофлот" правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, соответственно законности привлечения СНТ "Аэрофлот" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствии правовых оснований для отмены постановления должностного лица.
Исходя из изложенного доводы жалобы о том, что СНТ "Аэрофлот" никаких действий по ограничению доступа ПАО "МТС" к электрической сети не совершало, СНТ "Аэрофлот" не может отвечать за действия независимых от него физических лиц, признаются несостоятельными.
Несогласие заявителя с толкованием судей городского суда норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и применяемого в настоящем деле об административном правонарушении законодательства, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, а также применяемого в данном деле об административном правонарушении законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Факт совершения юридическим лицом СНТ "Аэрофлот" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении "Номер обезличен" от 3 декабря 2018 года; договором энергоснабжения "Номер обезличен" от 9 ноября 2016 года, заключенным между ОАО "Коми энергосбытовая компания" и Васильевым Г.И. и Приложениями к нему; договором на технологическое присоединение "Номер обезличен" от 30 мая 2018, заключенным между ПАО "МРСК Северо-Запада" и ПАО "МТС" и Приложением к договору "Номер обезличен" от 30 мая 2018 года); письмом от 4 июля 2018 года "Номер обезличен", направленным в адрес председателя Правления СНТ "Аэрофлот" Васильева Г.И.; актами от 7 сентября 2018 года, 20 сентября 2018 года, 28 сентября 2018 года, составленными представителями ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице ПО "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" и филиалом ПАО "МТС" в г. Сыктывкаре; пояснениями ПАО "МРСК Северо-Запада", АО "Коми энергосбытовая компания"; письмами ПАО "МТС", - и другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о доказанности факта нарушения СНТ "Аэрофлот" вышеизложенного законодательства, образующего объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Позиция заявителя о том, что СНТ "Аэрофлот" не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку товарищество не является субъектом естественной монополии, собственником или иным владельцем объекта электросетевого хозяйства, не основана на законе.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность, в том числе в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Объективную сторону административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях применительно к рассматриваемому делу, составляет нарушение субъектами, в том числе естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
В силу изложенного, совокупность критериев, определяющих отнесение хозяйствующего субъекта СНТ "Аэрофлот" к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях, в данном случае подтверждена, следовательно, доводы об обратном основаны на неверном толковании законодательства.
Наказание назначено СНТ "Аэрофлот" должностным лицом административного органа с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере не менее половины минимального размера административного штрафа, установленной санкцией части 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, имущественного и финансового положения.
Постановление о привлечении СНТ "Аэрофлот" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление "Номер обезличен" заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Лапицкой Е. А. от 17 декабря 2018 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 30 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении садоводческого некоммерческого товарищества "Аэрофлот", оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица председателя СНТ "Аэрофлот" Васильева Г.И. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.