Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Поповой О.К., рассмотрев жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. N "Номер обезличен" от 15 августа 2018 года и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми",
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. N "Номер обезличен" от 15 августа 2018 года ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Указанное постановление должностного лица административного органа было оспорено ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в Усинском городском суде Республики Коми в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.
Судьей Усинского городского суда Республики Коми принято решение об оставлении оспариваемого постановления должностного лица без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Обществом поставлен вопрос об отмене принятых по делу постановления должностного лица надзорного органа и решения судьи ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав пояснения представителя ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" Щенникова Е.Н, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, учитывая следующее.
Как следует из материалов дела, между Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми и ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" заключен договор аренды лесного участка земель лесного фонда N "Номер обезличен" от 09 ноября 2017 года для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых: проведение сейсморазведочных работ на Западно-Усинской площади, общей площадью 1384,3350 га.
Срок действия договора установлен с 15 ноября 2017 года по 31 июля 2018 года.
Во исполнение Комплексного плана подготовки Коми республиканской подсистемы РСЧС к весеннему половодью 2018 года, утвержденного Главой Республики Коми от 21 февраля 2018 года и распоряжения заместителя Председателя Комиссии Правительства Республики Коми по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в лесах ФИО8 от 18 апреля 2018 года N 7, Межведомственной комиссией по проверке выполнения мероприятий по безопасному пропуску весеннего половодья 2018 года комиссией проведено наземное обследование арендованного лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры N "Номер обезличен" от 09 ноября 2017 года с целью проведения сейсморазведочных работ методом 3-D, на Западно-Усинской площади.
30 мая 2018 года в ходе осмотра комиссией установлено, что при проведении рубки лесных насаждений (деревьев) размещение древесины не соответствует договору аренды лесного участка земель лесного фонда и проекту освоения лесов, а именно: хаотичное размещение срубленных деревьев за пределами границ рубки лесных насаждений (границ профиля), так же имеются зависшие деревья после проведения рубки лесных насаждений. При проведении работ по разрубке профилей выявлен факт захламления водного объекта ручья без названия (правый приток ручья Ёль), выразившееся в хаотичном размещении спиленной древесины в русле ручья (акт осмотра от. 31 мая 2018 года).
Обследованная комиссией площадь лесного участка составляет 0,3763 га, в том числе лесная 0,3195 га, квартал "Номер обезличен" выдел "Номер обезличен", "Номер обезличен" и квартал "Номер обезличен" выдел "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен" Усть- Усинского участкового лесничества ГУ "Усинское лесничество".
Проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка земель лесного фонда N "Номер обезличен" от 09 ноября 2017 года установлено, что очистка мест рубок производится способом измельчение древесины и оставление порубочных остатков на арендуемом участке для последующего перегнивания.
Статьей 99 Лесного кодекса РФ определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил, данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил определено, что пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В силу пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется:
а) содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии;
б) полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров);
в) не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).
Постановлением Правительства Республики Коми от 10 апреля 2018 года N 188 "О начале в 2018 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми" установлено начало пожароопасного сезона с 27 апреля 2018 года.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в местах проведения сейсморазведочных работ на арендованном лесном участке земель лесного фонда образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: договором аренды леечного участка земель лесного фонда N "Номер обезличен" от 09 ноября 2017 года; актом приема-передачи лесного участка от 09 ноября 2017 года; протоколом об административном правонарушении N 4 от 09 июля 2018 года; служебной запиской и.о. главного лесничего - руководителя ГУ "Усинское лесничество" от 04 июня 2018 года; актом осмотра арендованного земельного участка лесного фонда ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" от 31 мая 2018 года; Постановлением Правительства Республики Коми N 250 от 29 мая 2018 года "Об особом противопожарном режиме в населенных пунктах Республики Коми"; проектом освоения лесов и другими материалами дела.
Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При исследовании в порядке статьи 2.1 КоАП РФ вопроса о наличии вины ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в совершении правонарушения, доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности на рассматриваемых участках арендуемого лесного фонда не установлено.
Допущенное Обществом нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлено и образует состав вмененного правонарушения.
Доводы автора жалобы о том, что судом неправильно определен субъект административного правонарушения, поскольку ответственность за нарушение природоохранного законодательства в рассматриваемом деле лежит на подрядчике, выполнявшим рубку леса в рамках заключенного с ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" договора на проведение полевых сейсморазведочных работ, являются необоснованными. Под арендой понимается предоставление арендатору объекта права за плату во временное владение и пользование. В данном случае Общество получило лесной участок по передаточному акту, внесло арендные платежи. Следовательно, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", является пользователем леса, обязанным соблюдать условия договора аренды. Заключение Обществом договора подряда с третьим лицом, не освобождает его от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства, положений договора аренды на переданном ему лесном участке. Ответственность за совершение лесонарушения несет природопользователь, которому участок лесного фонда передан в аренду.
Жалоба содержит доводы, аналогичные тем, что приводились заявителем при рассмотрении его жалобы судьей городского суда, были проверены и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в решении.
Административное наказание назначено ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств - повторное совершение однородного правонарушения.
Постановление о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. N "Номер обезличен" от 15 августа 2018 года и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" оставить без изменения, жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.