Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.10.2018 по делу об административном правонарушении, которым
постановление руководителя территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 24.08.2018 N01-14/76/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения,
установил:
постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми Абрамовой М.Е. от 24.08.2018 N01-14/76/2018 Министерства здравоохранения Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Министерство здравоохранения Республики Коми обжаловало его в Сыктывкарский городской суд.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением судьи городского суда, Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что Министерством были приняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение требований предписания. Так, Министерством проведены мероприятия по закупке необходимых лекарственных препаратов для обеспечения льготной категории граждан, по результатам конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", проведение которых требует значительных временных затрат, заключены государственные контракты от 22.06.2018 N0107200000118000247 (лекарственный препарат "Клопидогрел") и от 02.07.2018 N0107200002718000503 (тест-полоски). Пациент ФИО5 обеспечена лекарственным препаратом "Клопидогрел" в количестве 3 упаковок в момент обращения в фармацевтическую организацию - "Дата обезличена", также на момент проведения плановой документарной проверки ФИО6 и ФИО7 обеспечены тест-полосками "Дата обезличена" и "Дата обезличена" соответственно, при этом в настоящее время в аптечной сети имеется достаточное количество лекарственных препаратов для бесперебойного обеспечения ими указанных граждан. Кроме того считает, что постановление о привлечении Министерства к административной ответственности по указанной статье вынесено в нарушение пунктов 2 и 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку постановлением контролирующего органа от 24.08.2018 N01-14/77/2018 он уже привлечен к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнение в срок предписания от 31.05.2018 N56 об организации бесперебойного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами в срок до 29.06.2018.
Вместе с тем из анализа положений пункта 1 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в совокупности с частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что неисполнение юридическим лицом предписаний об устранении одних и тех же нарушений, выявленных практически одновременно в отношении нескольких граждан, образуют состав одного административного правонарушения.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, приходу к выводу о возможности его рассмотрения при имеющейся явке.
Заслушав объяснения защитника Министерства здравоохранения Республики Коми Чамашкина В.А, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.
Частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена админ6истративная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Из материалов дела следует, что Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми по фактам, изложенным в обращении граждан ФИО5, ФИО6, ФИО9 на основании приказа руководителя Территориального органа от 09.04.2018 N01-04/149/18 в период с 12.04.2018 по 11.05.2018 была проведена внеплановая документарная проверка Министерства здравоохранения Республики Коми. В рамках проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 11.05.2018 N104 и выдано Министерству здравоохранения Республики Коми предписание от 11.05.2018 N 48, содержащее требование устранения выявленных в ходе проверки нарушений федерального законодательства в срок до 28.06.1018.
Согласно выданному предписанию от 11.05.2018 N 48 Министерству здравоохранения Республики Коми надлежало выполнить следующие требования: 1.Организовать бесперебойное обеспечение гр. ФИО5 лекарственным препаратом "Клопидогрел" по торговому наименованию "Плавикс" с учетом потребности. 2. Организовать бесперебойное обеспечение граждан ФИО6, ФИО7 тест-полосками к глюкометру с учетом потребности.
Во исполнение требований предписания предписывалось информировать территориальный орган об устранении нарушений, выполнении предписания в срок до 28.06.2018 в письменном виде, представив копии документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.
После получении информации из Министерства здравоохранения Республики Коми от 28.06.2018 N12222/01-28 с приложениями в качестве подтверждения исполнения требований предписания, на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 28.06.2018 N01-04/268/18 сотрудниками территориального органа в период с 29.06.2018 по 20.07.2018 проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований предписания от 11.05.2018 N 48.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.07.2018 N164 и протокол об административном правонарушении от 16.08.2018 N73, из которых следует, что во исполнение требования пункта 1 предписания Минздравом РК представлена информация о том, что в аптеке N117, где обслуживается Меньшенина Н.В, на отсроченном обслуживании на ее имя по состоянию на 26.06.2018 находятся 3 рецепта на "Плавикс", а также информация о проведении аукциона 01.06.2018, ориентировочный срок поставки препарата - 01.07.2018, и о том, что при поступлении в аптеку препарата пациент будет уведомлена.
В исполнение требования пункта 2 предписания Минзравом РК представлена информация, что по состоянию на 27.06.2018 на отсроченном обслуживании в аптеке находится рецепт от 11.01.2018 на имя ФИО6 на тест-полоски для глюкометра "Уан Тач Селект", "Номер обезличен"; о проведении организационных мероприятий по закупу тест-полосок для глюкометров различных марок, ориентировочный срок поставки - июль 2018 год. Гражданка ФИО7 по рецепту от 11.01.2018 на тест-полоски для глюкометра "Уан Тач Селект", N50 обеспечена 04.05.2018. По состоянию на 27.06.2018 рецепты на тест-полоски для глюкометров отсутствуют.
Таким образом, требования предписания от 11.05.2018 N48 в установленный срок до 28.06.1018 в части пункта 1 не исполнены, в части пункта 2 исполнены частично. Нарушения обязательных требований законодательства российской Федерации продолжают иметь место.
Установив указанные обстоятельства по делу, исследовав доказательства, должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с указанием в оспариваемых решениях мотивов их принятия.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается доказательствами, которые получили оценку должностным лицом, осуществляющим государственный надзор в сфере здравоохранения, и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследованные в ходе производства по делу обстоятельства указывают, что Министерством здравоохранения РК не были приняты все достаточные и зависящие от него меры для устранения нарушений требований законодательства, указанных в пунктах 1 и 2 предписания должностного лица Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми, в связи с чем, вывод должностного лица и судьи о виновности Минздрава РК является обоснованным.
Объективную сторону правонарушения составляет неисполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Законность предписания от 11.05.2018 N48, как одного из конструктивных элементов объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнений не вызывает. Факт неисполнения предписания в установленный в нем срок безусловно установлен.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом в установленный срок предписания об устранении нарушений, в том числе уведомления Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми о невозможности выполнения предписания в указанный в нем срок, обращения с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
В силу изложенного, доводы жалобы о принятии Министерством мер по заключению государственных контрактов, проведение которых требует значительных временных затрат, и обеспечение граждан необходимыми препаратами на момент проведения проверки исполнения предписания в июле 2018 года, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Министерства здравоохранения Республики Коми состава вмененного административного правонарушения и не являются основанием для отмены состоявшихся постановления должностного лица и решения судьи городского суда, поскольку в срок, установленный в предписании, нарушения не были устранены.
Постановление о привлечение Министерства здравоохранения Республики Коми за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми в пределах срока исковой давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Санкцией части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц, предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Административное наказание назначено Министерству здравоохранения Республики Коми в минимальном размере.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Министерством здравоохранения Республики Коми правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания его малозначительным не усматриваю, поскольку объектом вмененного административного правонарушения является доступность и получаемое пациентами качество медицинской и лекарственной помощи, что связано с безопасностью их жизни и здоровья, а также неисполнение требований государственного органа об устранении выявленных нарушений, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности данного правонарушения в сфере здравоохранения. Отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения. Правонарушение, предусмотренное частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Довод жалобы о том, что Министерство здравоохранения Республики Коми уже было привлечено к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение другого предписания об организации бесперебойного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, то есть за неисполнение предписания об устранении одних и тех же нарушений, выявленных практически одновременно, что свидетельствует, по мнению заявителя, о привлечении Министерства к административной ответственности по одному и тому же факту противоправного бездействия, является несостоятельным.
Под одним и тем же фактом противоправного бездействия следует понимать не только идентичность самого противоправного деяния, квалифицируемого по одной и той же статье или части статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, но и его совершение по одному и тому же месту и в отношении одного и того же предмета административного правонарушения.
Поскольку должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми проверка соблюдения Министерством требований в сфере здравоохранения была проведена по фактам, изложенным в обращении конкретных граждан, на основании отдельного приказа руководителя территориального органа и вынесено предписание именно по данному факту, в последующем проверка выполнения предписания была проведена также на основании самостоятельного распоряжения, привлечение Министерства к административной ответственности за совершение аналогичного противоправного деяния в отношении других граждан, т.е. в отношении другого предмета административного правонарушения, в рамках другой проверки, нельзя расценивать как его повторное привлечение к административной ответственности по одному и тому же факту противоправного бездействия. Выявленное административное нарушение в рамках настоящего дела являются самостоятельными правонарушением.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Вопреки суждению подателя жалобы, привлечение к административной ответственности отдельно по каждому из выявленных фактов неисполнения предписаний уполномоченного надзирающего органа является правомерным и нормам законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях не противоречит.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшихся по делу постановления и решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.10.2018 оставить без изменения, жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.