Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.10.2018 по делу об административном правонарушении, которым
постановление руководителя территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 24.08.2018 N01-14/78/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения,
установил:
постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми Абрамовой М.Е. от 24.08.2018 N01-14/78/2018 Министерства здравоохранения Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Министерство здравоохранения Республики Коми обжаловало его в Сыктывкарский городской суд.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением судьи городского суда, Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что Министерством были приняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение требований предписания. Считает, что постановление о привлечении Министерства к административной ответственности по указанной статье вынесено в нарушение пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку постановлениями контролирующего органа от 24.08.2018 N 01-14/76/2018 и N 01-14/77/2018 он уже привлечен к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнение в срок предписаний от 11.05.2018 N 48 и от 31.05.2018 N 56 об организации бесперебойного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами в срок до 28.06.2018 и до 29.06.2018, соответственно. Вместе с тем из анализа положений пункта 1 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в совокупности с частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что неисполнение юридическим лицом предписаний об устранении одних и тех же нарушений, выявленных практически одновременно в отношении нескольких граждан, образуют состав одного административного правонарушения.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, приходу к выводу о возможности его рассмотрения при имеющейся явке.
Заслушав объяснения защитника Министерства здравоохранения Республики Коми Чамашкина В.А, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения, прихожу к следующему.
Частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена админ6истративная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Из материалов дела следует, что Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми по фактам, изложенным в обращении граждан ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 на основании приказа руководителя Территориального органа от 28.03.2018 N 01-04/126/18 в период с 02.04.2018 по 27.04.2018 была проведена внеплановая документарная проверка Министерства здравоохранения Республики Коми. В рамках проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.04.2018 N 94 и выдано Министерству здравоохранения Республики Коми предписание от 27.04.2018 N 44, содержащее требование устранения выявленных в ходе проверки нарушений федерального законодательства в срок до 30.06.1018.
Согласно выданному предписанию от 27.04.2018 N 44 Министерству здравоохранения Республики Коми надлежало выполнить следующие требования: 1.Организовать бесперебойное обеспечение гр. ФИО8 лекарственным препаратом "Файкомпа", "Топамакс" с учетом потребности. 2.Организовать бесперебойное обеспечение гражданки ФИО9 лекарственным препаратом "Гидреа", с учетом потребности.
Во исполнение требований предписания предписывалось информировать территориальный орган об устранении нарушений, выполнении предписания в срок до 30.06.2018 в письменном виде, представив копии документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.
После получении информации из Министерства здравоохранения Республики Коми от 27.06.2018 N12103/01-28 с приложениями в качестве подтверждения исполнения требований предписания, на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 29.06.2018 N01-04/271/18 сотрудниками территориального органа в период с 02.07.2018 по 17.07.2018 проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований предписания от 27.04.2018 N44.
По результатам проверки составлен акт проверки от 17.07.2018 N153 и протокол об административном правонарушении от 16.08.2018 N 75, из которых следует, что требования предписания от 27.04.2018 N44 в установленный срок до 30.06.1018 в части пункта 1 не исполнены в полном объеме. Обеспечение ФИО8 жизненно необходимым лекарственным препаратом "Файкомпа" не выполнены. Нарушения обязательных требований законодательства российской Федерации продолжают иметь место.
Установив указанные обстоятельства по делу, исследовав доказательства, должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с указанием в оспариваемых решениях мотивов их принятия.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается доказательствами, которые получили оценку должностным лицом, осуществляющим государственный надзор в сфере здравоохранения, и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследованные в ходе производства по делу обстоятельства указывают, что Министерством здравоохранения Республики Коми не были приняты все достаточные и зависящие от него меры для устранения нарушений требований законодательства, указанных в пунктах 1 и 2 предписания должностного лица Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми, в связи с чем, вывод должностного лица и судьи о виновности Министерства здравоохранения Республики Коми является обоснованным.
Объективную сторону правонарушения составляет неисполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Законность предписания от 27.04.2018 N44, как одного из конструктивных элементов объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнений не вызывает. Факт неисполнения предписания в установленный в нем срок безусловно установлен.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения юридическим лицом в установленный срок предписания об устранении нарушений, в том числе уведомления Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми о невозможности выполнения предписания в указанный в нем срок, обращения с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Постановление о привлечение Министерства здравоохранения Республики Коми за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми в пределах срока исковой давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Санкцией части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц, предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Административное наказание назначено Министерству здравоохранения Республики Коми в минимальном размере.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Министерством здравоохранения Республики Коми правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания его малозначительным не усматриваю, поскольку объектом вмененного административного правонарушения является доступность и получаемое пациентами качество медицинской и лекарственной помощи, что связано с безопасностью их жизни и здоровья, а также неисполнение требований государственного органа об устранении выявленных нарушений, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности данного правонарушения в сфере здравоохранения. Отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения. Правонарушение, предусмотренное частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Довод жалобы о том, что Министерство здравоохранения Республики Коми уже было привлечено к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение других предписаний об организации бесперебойного обеспечения льготных категорий иных граждан лекарственными препаратами, то есть за неисполнение предписания об устранении одних и тех же нарушений, выявленных практически одновременно, что свидетельствует, по мнению заявителя, о привлечении Министерства к административной ответственности по одному и тому же факту противоправного бездействия, является несостоятельным.
Под одним и тем же фактом противоправного бездействия следует понимать не только идентичность самого противоправного деяния, квалифицируемого по одной и той же статье или части статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, но и его совершение по одному и тому же месту и в отношении одного и того же предмета административного правонарушения.
Поскольку должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми проверка соблюдения Министерством требований в сфере здравоохранения была проведена по фактам, изложенным в обращении конкретных граждан, на основании отдельного приказа руководителя территориального органа и вынесено предписание именно по данному факту, в последующем проверка выполнения предписания была проведена также на основании самостоятельного распоряжения, привлечение Министерства к административной ответственности за совершение аналогичного противоправного деяния в отношении других граждан, т.е. в отношении другого предмета административного правонарушения, в рамках другой проверки, нельзя расценивать как его повторное привлечение к административной ответственности по одному и тому же факту противоправного бездействия. Выявленное административное нарушение в рамках настоящего дела являются самостоятельными правонарушением.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Вопреки суждению подателя жалобы, привлечение к административной ответственности отдельно по каждому из выявленных фактов неисполнения предписаний уполномоченного надзирающего органа является правомерным и нормам законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях не противоречит.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшихся по делу постановления и решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных прав3онарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.10.2018 оставить без изменения, жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.