Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республики Коми Юрьевой М.Н. на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2018 года, которым жалоба защитника АО "Боксит Тимана" Воротиловой ... удовлетворена частично, постановление заместителя начальника отдела - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 21 ноября 2018 года N11/12-2972-18-И/29 изменено, переквалифицировано деяние АО "Боксит Тимана" с части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снижен размер административного штрафа до 50 000 рублей,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьевой М.Н. от 21 ноября 2018 года N11/12-2972-18-И/29 АО "Боксит Тимана" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Защитником АО "Боксит Тимана" Воротиловой И.А. оспорено вынесенное постановление должностного лица в Ухтинский городской суд Республики Коми.
Судьей принято приведенное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, заместитель начальника отдела - Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республики Коми Юрьева М.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить решение судьи. Считает, что совершенное АО "Боксит Тимана" деяние квалифицировано по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ, в связи с чем вынесенное постановление от 21 ноября 2018 года N11/12-2972-18-И/29 в отношении АО "Боксит Тимана" изменению не подлежит. Работодатель по истечении года обязан был направить указанных в постановлении работников на периодический медицинский осмотр и не допускать их к работе, поскольку заключения были выданы им на год. Вместе с тем указанные работники осуществляли свои трудовые обязанности без пройденного в установленные сроки периодического медицинского осмотра.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для отмены решения суда не нахожу.
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
На основании абзаца 11, абзаца 2 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств в том числе периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Приказ N302н).
В силу требований пункта 15 приложения N 3 к Приказу N 302н частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.
Согласно пункту 16 приложения N3 к Приказу N302н периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.
Как следует из утвержденного работодателем Списка работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, указанные в оспариваемом постановлении работники подлежат периодическому медицинскому осмотру не реже одного раза в год, в том числе на основании пункта 4.4 приложения N2 к приказу от 12 апреля 2011 года N302н - выполнение работ по трудовым договорам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в результате проведенной на основании распоряжения от 13 сентября 2018 года N11/12-2972 -18-И плановой выездной проверки в отношении исполнения АО "Боксит Тимана" трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявлено нарушение требований абзацев 11, 12 части 2 статьи 212, части 1, части 4, части 5 статьи 213 Трудового кодекса РФ, пункта 16 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минсоцздравразвития РФ от 12 апреля 2011 года N302н, работодателем не обеспечено прохождение обязательного периодического медицинского осмотра за счет собственных средств и в установленные сроки работников АО "Боксит Тимана", а именно машинистом буровой установки Антоновым К.А. периодический медицинский осмотр в 2017 году пройден 01 июня 2017 года, в 2018 году - 13 августа 2018 года; электрослесарем по обслуживанию и ремонту оборудования ФИО6, соответственно, 29 мая 2017 года и 17 августа 2018 года, машинистом экскаватора ФИО7 02 июня 2017 года и 13 августа 2018 года, взрывником ФИО8 - 01 июня 2017 года и 13 августа 2018 года, помощником машиниста ФИО9 25 мая 2017 года и 19 августа 2018 года, машинистом бульдозера ФИО10 30 мая 2017 года и 19 августа 2018 года, слесарем по ремонту автомобилей ФИО11 01 июня 2017 года и 13 августа 2018 года, машинистом двигателей внутреннего сгорания ФИО12 01 июня 2017 года и 13 августа 2018 года, машинистом экскаватора ФИО13 29 июня 2017 года и 20 августа 2018 года, машинистом тепловоза ФИО14 29 мая 2017 года и 13 августа 2018 года, водителем автомобиля ФИО15 01 июня 2017 года и 31 августа 2018 года, машинистом буровой установки ФИО16 02 июня 2017 года и 30 августа 2018 года, машинистом бульдозера ФИО17 30 июня 2017 года и 17 августа 2018 года, водителем
погрузчика ФИО18 29 мая 2017 года и 20 августа 2018 года, машинистом экскаватора ФИО19 31 мая 2017 года и 20 августа 2018 года, водителем автомобиля ФИО20 29 мая 2017 года и 14 августа 2018 года, водителем автомобиля ФИО21 01 июня 2017 года и 07 сентября 2018 года, машинистом крана ФИО22 31 мая 2017 года и 20 августа 2018 года.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 14 ноября 2018 года заместителем начальника отдела - Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республики Коми Юрьевой М.Н. в отношении АО "Боксит Тимана" протокола об административном правонарушении N11/12-2972-18-И/12 и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
По мнению Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республики Коми Юрьевой М.Н. действия работодателя, нарушившего вышеприведенные положения закона, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Изменяя постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности АО "Боксит Тимана", судья городского суда исходил из того, что действия юридического лица неверно квалифицированы по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 20 постановления от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из описания события административного правонарушения, содержащегося в акте проверки от 16 октября 2018 года N11/12-2972- 18- И/1, в протоколе об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года N11/12-2972-18-И/12 АО "Боксит Тимана" выявлено нарушение не обеспечения прохождения обязательного периодического медицинского осмотра за счет собственных средств и в установленные сроки работниками АО "Боксит Тимана", а не допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленные сроки обязательного периодического медицинского осмотра.
Каких-либо доказательств допуска к работе перечисленных в постановлении работников, не прошедших периодический медицинский осмотр в материалах дела не имеется, указанный факт при проведении проверки не устанавливался.
Действия работодателя по не обеспечению прохождения обязательного периодического медицинского осмотра за счет собственных средств и в установленные сроки работниками АО "Боксит Тимана" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, о неверной переквалификации действий привлекаемого лица, являются несостоятельными.
Обстоятельства совершения АО "Боксит Тимана" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и вина в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств: распоряжением от 13 сентября 2018 года N11/12-2972-18-И о проведении плановой выездной проверки, актом проверки от 16 октября 2018 года N11/12-2972-18-И/1, протоколом об административном правонарушении от 14 ноября 2018 года N11/12-2972-18-И/12 и иными материалами дела.
Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полного и всестороннего исследования материалов дела об административном правонарушении, и совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности АО "Боксит Тимана" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.
Наказание назначено судьей в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств дела, оснований для изменения размера назначенного наказания не имеется.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел должностным лицом соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено.
Таким образом, решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь требованиями статей 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2018 года оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отдела - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республики Коми Юрьевой М.Н. - без удовлетворения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.