Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Управления Росреестра по Республике Карелия на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Управления Росреестра по Республике Карелия,
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.02.2019 Управление Росреестра по Республике Карелия (далее - Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
С постановлением Управление не согласно, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Мотивирует тем, что статья 26.10 КоАП РФ не предоставляет полномочия запрашивать сведения из ЕГРН. По смыслу ст. 2, ч. 13 ст. 62, ст. 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются исключительно в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968, и данный порядок не содержит исключений для запросов отдельных категорий заявителей. Запрос, направленный административным органом, не соответствовал указанным требованиям и на основании п. 52 данного порядка не был выполнен, о чем административный орган был немедленно уведомлен с указанием оснований. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ в отсутствие представителя Управления, в ином месте и иное время, чем указано в уведомлении. Уведомление о времени и месте составления протокола получено за день до его составления и в конце рабочего дня, что привело к нарушению процессуальных прав Управления.
Заслушав защитников (... ) поддержавших доводы жалобы, заместителя Главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия (... ) составившего протокол об административном правонарушении, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности их представления организация обязана в трехдневный срок письменно уведомить об этом орган, должностное лицо, вынесших определение.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием привлечения Управления к административной ответственности послужило то обстоятельство, что Управление, осуществляя свою деятельность по адресу: г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 31, умышленно не выполнило в установленный трехдневный срок (по 14.12.2018) требование, выраженное в определении первого заместителя председателя - первого заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Карелия от 11.12.2018, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении (... ) об истребовании сведений, необходимых для данного дела.
Указанные обстоятельства и вина Управления в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; копией определения об истребовании сведений; копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении ООО (... ) ответом Управления от 12.12.2018 на определение административного органа; определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении N; ранее вынесенным определением об истребовании сведений и ответом Управления на него; выпиской из ЕГРЮЛ; иными материалами дела; объяснениями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Из представленных доказательств следует, что получив 11.12.2018 определение должностного лица об истребовании сведений, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении N (л.д. 18), Управление не исполнило содержащееся в нем требование о предоставлении в трехдневный срок со дня получения определения копии документа, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о регистрации права собственности ООО (... ) на здание с кадастровым N, расположенное по адресу: г. Петрозаводск (... ) Письмом N 10411 от 12.12.2018 Управление сообщило о несоответствии запроса сведений установленной форме и о том, что полномочиями по приему таких запросов наделен филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия (л.д. 14-15). При этом о невозможности предоставления запрашиваемых сведений по объективным обстоятельствам, в т.ч. в связи с отсутствием запрашиваемой информации, Управление не сообщало, о продлении срока представления сведений не просило.
В соответствии с п.п. 7.1.1, 7.1.2, 7.1.18 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, утвержденным приказом Росреестра от 30.06.2016 N П/263, Управление осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем, а также контроль за деятельностью филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия в сфере осуществляемых им полномочий. В связи с этим предоставление запрашиваемых административным органом сведений охватывалось компетенцией Управления.
Доводы жалобы о необходимости соблюдения общих формы и порядка предоставления сведений из ЕГРН, установленных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968, основаны на ошибочном толковании законодательства.
Так, приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968, изданным на основании ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон) и Положения о Министерстве экономического развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (далее - Порядок). Он предусматривает определенные формы запросов о предоставлении соответствующих сведений (п. 32 Порядка).
По смыслу ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Закона предметом регулирования Закона и принятых в развитие его положений подзаконных актов являются правоотношения между органами регистрации прав на недвижимое имущество и неограниченным кругом субъектов, связанные с регистрацией сделок с недвижимостью, ведением реестров, предоставлением сведений из них, в том числе правоотношения административно-процедурного характера.
Запрос административного органа направлен на основании ст. 26.10 КоАП РФ и носил процессуальный характер.
В силу ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Порядок и сроки истребования сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении установлены положениями ст. 26.10 КоАП РФ, в силу которых соответствующее определение должно быть исполнено в трехдневный срок со дня получения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест или административное выдворение - незамедлительно.
Предлагаемое подателем жалобы истолкование вышеприведенных положений может привести к созданию неосновательных препятствий к получению административным органом необходимых сведений из ЕГРН и более длительному сроку их представления. Порядок предусматривает более длительные сроки предоставления запрашиваемых из ЕГРН сведений, чем статья 26.10 КоАП РФ, которые в ряде случаев могут исключать возможность соблюдения сокращенных процессуальных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении.
Подзаконные нормативные акты, принимаемые органом, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не могут устанавливать требования к порядку судопроизводства, процедуре истребования доказательств и форме процессуальных документов (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2015), утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
По смыслу вышеприведенных норм и с учетом изложенной правовой позиции Верховного Суда РФ, административный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении руководствуется положениями ст. 26.10 КоАП РФ при истребовании необходимых для дела сведений. Требования, установленные подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе Порядком, к форме направления запросов о сведениях, содержащихся в ЕГРН, на запросы, связанные с производством по делу об административном правонарушении, не распространяются. Таким образом, в случае необходимости истребования сведений, содержащихся в ЕГРН, в целях правильного и своевременного рассмотрения дела должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит соответствующее определение, которое должно быть исполнено уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах в действиях Управления правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, в связи с чем полагать о его излишней строгости не имеется.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления судьи, из материалов дела не следует.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении также подлежат отклонению. Управление было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении, назначенного на 24.12.2018 в 15.00 час. (л.д. 13). Составление протокола по ходатайству Управления было отложено и назначено на 26.12.2018 в 09.30 час, о чем Управление уведомлено 25.12.2018 (л.д. 5). Сведений о невозможности обеспечения явки защитника в соответствующее время невозможности уведомления административного органа о необходимости дальнейшего отложения составления протокола материалы дела не содержат. Поздняя обработка поступившей корреспонденции сотрудниками Управления к подобным препятствиям не может быть отнесена. Процессуальные права Управления на стадии рассмотрения дела и пересмотра вынесенного постановления реализованы, его позиция получила надлежащую оценку в обжалуемом судебном постановлении.
В связи с этим оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Управления Росреестра по Республике Карелия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.