Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в г. Беломорске Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району ( ... ) на постановление судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении СПК РК "Помор",
установил:
постановлением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 20.03.2019 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении СПК РК "Помор" (далее - Кооператив) на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
С таким постановлением не согласно должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в поданной жалобе просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Указывает, что выявленное правонарушение не является малозначительным. Оно воспрепятствовало своевременному, полному и объективному выяснению обстоятельств, привело к затягиванию сроков производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. Ссылка судьи на то обстоятельство, что предусмотренный ст. 26.10 КоАП РФ срок истекал в пятницу, а истребуемые документы были представлены в понедельник, не свидетельствует о малозначительности правонарушения, поскольку административный орган ведет работу, в том числе, в выходные дни.
От защитника Кооператива - адвоката (... ) поступили письменные мотивированные возражения на жалобу должностного лица.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности их представления организация обязана в трехдневный срок письменно уведомить об этом орган, должностное лицо, вынесших определение.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении Кооперативу вменялись в вину те обстоятельства, что он, осуществляя свою деятельность по адресу: г. Беломорск, ул. 2-я Слободка, д. 9, умышленно не выполнил в установленный трехдневный срок (по 08.02.2019) требование, выраженное в определении государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в г. Беломорске Службы в г. Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району N от 31.01.2019, осуществляющего производство по делу N об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении того же юридического лица, об истребовании сведений, необходимых для данного дела. Так, определением N, полученным Кооперативом 05.02.2019, у Кооператива истребованы заверенные копии устава Кооператива, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, объяснение по факту нарушения п.п. 9.1, 9.2, 14.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна. Истребуемые документы представлены в административный орган с нарушением установленного срока - 11.02.2019.
Судья при рассмотрении дела полагал о наличии в действиях Кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
С данным выводом согласиться нельзя.
По смыслу диспозиции ст. 17.7 и положения ст. 26.10 КоАП РФ административная ответственность юридического лица по ст. 17.7 КоАП РФ наступает при условии законности изложенного в определении должностного лица требования о предоставлении сведений, а также объективной необходимости их представления данным юридическим лицом для производства по делу об административном правонарушении.
Определение N об истребовании сведений вынесено в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, возбужденном в отношении Кооператива в связи с предполагаемым нарушением им требований п.п. 9.1, 9.2, 14.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденного приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 N 414 (л.д. 5, 9).
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ дача объяснений по существу вменяемого административного правонарушения является правом, а не обязанностью лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. В связи с этим изложенное в определении требование должностного лица о представлении Кооперативом объяснений по существу выявленного в его деятельности нарушения природоохранного законодательства нельзя признать законным.
В соответствии с п. 1 ст. 5, п.п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе сведения о его наименовании, организационно-правовой форме, адресе, а также подлинник или нотариальная копия учредительного документа. Данные сведения являются открытыми и общедоступными, и предоставляются в виде выписки из ЕГРЮЛ, копии документа, содержащегося в нем, либо справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Порядок, формы и сроки предоставления сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ, органам государственной власти установлены приказом Минфина России от 26.11.2018 N 238н. Соответственно, у должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, имелась возможность беспрепятственного получения иных, указанных в определении сведений непосредственно у регистрирующего органа, и объективная необходимость в их истребовании у Кооператива отсутствовала.
С учетом изложенного, вопреки выводам судьи и доводам жалобы должностного лица, в действиях юридического лица не усматривается признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Соответственно, производство по настоящему делу подлежало прекращению не на основании ст. 2.9 КоАП РФ, а в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В связи с этим обжалуемое постановление судьи подлежит соответствующему изменению в части основания прекращения производства по делу, что улучшает положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, и допустимо по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 20.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении СПК РК "Помор" изменить в части основания прекращения производства по делу об административном правонарушении; прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.