Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Лисовского В. И. на постановление административной комиссии Петрозаводского городского округа от 12 декабря 2018 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 2.14 Закона Республики Карелия
"Об административных правонарушениях", в отношении Лисовского В. И,
установил:
постановлением административной комиссии Петрозаводского городского округа от 12 декабря 2018 г. Лисовский В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.2.14 Закона РК "Об административных правонарушениях", и подвернут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 04 февраля 2019 г, принятым по жалобе привлекаемого лица, постановление административного органа было изменено путем замены назначенного наказания на предупреждение.
В поданной в вышестоящий суд жалобе Лисовским В.И. ставится вопрос об отмене постановления административного органа и решения судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вменяемого противоправного деяния, мотивированный недоказанностью факта совершения данного правонарушения на озелененной территории общего пользования.
Заслушав объяснения Лисовского В.И, поддержавшего изложенные в жалобе доводы, представителя административного органа фио1, считавшего привлечение лица к административной ответственности законным и обоснованным, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 21 ст.2.14 Закона РК от 15.05.2008 N1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за размещение транспортных средств, в том числе разукомплектованных, на озелененных территориях общего пользования, а также на иных территориях общего пользования вне установленных для такого размещения мест, за исключением размещения транспортных средств в целях осуществления работ по содержанию и благоустройству таких территорий.
В силу положений ст.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N27/27-414 (далее - Правила благоустройства), данные Правила регулируют отношения в области обеспечения надлежащего уровня благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, а также установления единого подхода в решении вопросов содержания территории Петрозаводского городского округа и являются обязательными для исполнения на территории округа.
Исследование материалов дела показало, что 01 ноября 2018 г. в 11 часов 51 минуту главным специалистом - муниципальным инспектором управления жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа посредством фотофиксации выявлено размещение у дома N4 по ул.Заводская в г.Петрозаводске транспортного средства (... ) (государственный регистрационный знак N, собственником которого является Лисовский В.И.
В связи с установлением факта нарушения Правил благоустройства, выразившегося в размещении транспортного средства на озелененной территории общего пользования, занятой преимущественно травянистой растительностью, 05 декабря 2018 г. должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.21 ст.2.14 Закона РК "Об административных правонарушениях", и постановлением административной комиссии Петрозаводского городского округа от 12 декабря 2018 г. с учетом его изменения в судебном порядке Лисовский В.И. подвергнут наказанию в виде предупреждения за совершение вменяемого противоправного деяния.
Из фабулы обвинения, заложенной в постановлении административного органа, следует, что размещение правонарушителем автомобиля на озелененной территории общего пользования не позволяет обеспечить надлежащее экологическое, санитарное и эстетическое состояние объектов городской инфраструктуры, препятствует реализации права граждан на благоприятную окружающую и комфортную среду обитания.
Вместе с тем субъектами административной юрисдикции не были учтены следующие значимые для соблюдения установленного законодательством порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.
В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Судья, члены коллегиального органа, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ).
Процесс оценки собранных по делу доказательств предполагает, что субъекты административной юрисдикции должны исследовать их относимость, допустимость, достоверность, достаточность, взаимную связь. Объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях, причинах и условиях правонарушения, обстоятельствах его совершения в совокупности, взаимосвязи всех факторов способствует справедливому разрешению дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Исходя из содержания и смысла ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны событие правонарушения и статья закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения и квалифицированно возражать относительно существа вменяемого административного правонарушения и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно п.2 ст.3 Правил благоустройства и примечанию 1 к ст.2.14 Закона РК
"Об административных правонарушениях" под территориями общего пользования поселений, городских округов понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, муниципальные дороги, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, парки, бульвары, городские леса).
В соответствии с примечанием 3 к ст.2.14 Закона РК "Об административных правонарушениях" под озелененными территориями общего пользования понимаются территории общего пользования, занятые (покрытые) травянистыми, цветочными и древесно-кустарниковыми растениями (насаждениями).
Исходя из пп.20, 23 ст.3 Правил благоустройства, к озелененной территории относятся участки земли, покрытые зелеными насаждениями естественного или искусственного происхождения, в том числе появившимися в результате работ по озеленению. Газоном является озелененная территория, занятая преимущественно естественно произрастающей или засеянной травянистой растительностью, обычно коротко и ровно подстригаемой.
Таким образом, названными правовыми нормами определено конкретное понятие озелененной территории, и установленный законодательным органом Республики Карелия в ч.21 ст.2.14 Закона РК "Об административных правонарушениях" запрет на размещение транспортных средств на озелененных территориях общего пользования направлен прежде всего на сохранение озеленения муниципального образования.
В конкретной сложившейся ситуации имеющиеся в материалах дела доказательства, которые легли в основу обвинения лица, применительно к приведенным законодательным и нормативным правовым актам, устанавливающим понятие озелененной территории, факт размещения автомобиля именно на такой территории достоверно не подтверждают.
Поскольку протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, в котором фиксируется противоправное деяние конкретного лица, формулируется вменяемое обвинение, и он является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности, считаю, что с учетом отраженного в актах коллегиального органа и судьи описания события вменяемого правонарушения и представленных для разрешения дела доказательств содеянного, имеются неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица.
Учитывая, что выводы субъектов административной юрисдикции о наличии состава вменяемого водителю транспортного средства противоправного деяния обоснованными признать нельзя, что в силу требований п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, принятые по настоящему делу постановление коллегиального органа и решение судьи в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению по упомянутому основанию.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Петрозаводского городского округа от
12 декабря 2018 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", в отношении Лисовского В. И. отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.