Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника ( ... ) действующей в интересах Селютина А. В., на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 07.12.2018, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении Селютина А. В.,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 07.12.2018, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22.02.2019, Селютин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласна защитник (... ) в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что в нарушение ч. 3 ст. 26.2, ст. 28.2 КоАП РФ при возбуждении прокурором дела об административном правонарушении Селютину А.В. не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, что повлекло нарушение его права на защиту, в связи с чем постановление о возбуждении дела является недопустимым доказательством. Селютин А.В. (... ) филиала (... ) не является субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку осуществляет общее руководство деятельностью филиала, но не участвует в осмотрах ЛЭП или просек, не взаимодействует с подрядными организациями. Непосредственный контроль над работами по расчистке просеки Л-33П возложен на начальника службы воздушных линий производственного отделения ЮКЭС (... ) Данная служба отвечает за организацию эксплуатации ЛЭП, обеспечение готовности к работе. Приемку работ у подрядчика осуществлял (... ) что подтверждают представленные в дело акты и иные распорядительные документы, которым не дана оценка. Служебные обязанности Селютина А.В. не исследованы.
Заслушав заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (... ) заместителя военного прокурора Петрозаводского гарнизона (... ) возражавших по доводам жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 5 ст. 45 Лесного кодекса РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила). Разделом IX Правил устанавливаются требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов. В силу п.п. 34 и 35 Правил просеки, на которых находятся ЛЭП и линии связи в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации ЛЭП, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно п.п. 21 и 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством РФ, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 N 371р-П с 28.05.2018 на территории Республики Карелия был установлен особый противопожарный режим, который действовал на день выявления административного правонарушения.
Основанием привлечения Селютина А.В. к административной ответственности послужили выявленные 13.08.2018 в ходе осмотра лесного участка в порядке патрулирования лесов те обстоятельства, что Селютин А.В. как должностное лицо - (... ) являющегося владельцем трассы ЛЭП Л-33п, в квартале 2 выделе 36, квартале 3 выделе 5, квартале 22 выделе 6 Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества - филиала (... ) (в районе (... ) Прионежского района) при выполнении работ по расширению просеки ЛЭП допустил нарушение п.п. 34, 35 Правил. Так, в нарушение данных норм после произведения указанных работ часть порубочных остатков оставлена на ЛЭП.
Указанные обстоятельства и вина Селютина А.В. подтверждаются постановлением заместителя военного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, кадастровым паспортом земельного участка, актом осмотра лесного участка от 13.08.2018, докладными записками инспектора по охране леса и заместителя лесничего, схемой расчистки кустарника в охранной зоне ЛЭП, фотографиями места совершения правонарушения, справкой начальника лесничества, заключенным с Селютиным А.В. трудовым договором, Положением о распределении обязанностей между заместителями директора филиала (... ) объяснениями заместителя военного прокурора и должностного лица, вынесшего постановление.
Вопреки доводам жалобы, оснований полагать о том, что Селютин А.В. не является субъектом административного правонарушения, не имеется. Так, Селютин А.В. работает в Обществе в должности (... ) филиала (... ) на основании трудового договора от 01.04.2008 в ред. дополнительного соглашения N от 24.09.2018 к трудовому договору.
В соответствии с п.п. 5.1.4 - 5.1.6 Положения о распределении обязанностей между заместителями директора филиала (... ) и отдельными руководителями, утвержденного 30.06.2017 N 190, Селютин А.В. в силу занимаемой должности контролирует деятельность филиала в целом, управляет деятельностью по защите интересов филиала от неправомерных действий подрядчиков, организует деятельность заместителей директора филиала и директоров производственных отделений филиала. В силу п.п. 4.2.8, 4.2.11 трудового договора в редакции от 24.09.2018 Селютин А.В. обеспечивает соблюдение законности в деятельности Общества и договорную дисциплину; организует работу подчиненных подразделений. Представленные защитником документы не дают основания для вывода о том, что контроль за соблюдением требований Правил при выполнении работ по расширению просек ЛЭП исключен из объема обязанностей Селютина А.В. и возложен на конкретное должностное лицо.
Постановление о возбуждении настоящего дела вынесено прокурором с участием защитника Селютина А.В. - (... ) которая при даче объяснений не ссылалась на отсутствие у подзащитного полномочий, неисполнение которых вменялось ему в вину, и не представила документов, дающих основание для такого вывода.
Доказательств принятия директором филиала мер по контролю за своевременной очисткой просеки ЛЭП от порубочных остатков в дело также не представлено.
При таких обстоятельствах в действиях должностного лица Общества правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, дающих основания для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не допущено. Доводы жалобы о нарушении процессуальных прав Селютина А.В. при возбуждении дела подлежат отклонению, поскольку при совершении данного процессуального действия присутствовала защитник (... ) которой были разъяснены процессуальные права под роспись и предоставлена возможность дать объяснения. Юридически значимые обстоятельства по делу были предварительно разъяснены прокурором в направленных извещениях.
Ссылка (... ) на отсутствие у нее полномочий по защите интересов Селютина А.В. на стадии возбуждения дела не может быть принята во внимание и вызывает сомнение в добросовестности использования подателем жалобы процессуальных прав. Так, (... ) письменно подтвердила прокурору в ходе проведения проверки факт наличия у нее соответствующих полномочий, которые впоследствии подтверждены нотариальной доверенностью от 08.11.2018. При рассмотрении дела должностным лицом Селютин А.В. не ссылался на отсутствие (... ) полномочий по представлению его интересов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 07.12.2018, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 22.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении Селютина А. В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.