Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника ( ... ), действующей в интересах АО "ПКС-Водоканал", на постановление административной комиссии Петрозаводского городского округа от 01.02.2019, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.2 ст. 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", в отношении АО "ПКС-Водоканал",
установил:
постановлением административной комиссии Петрозаводского городского округа от 01.02.2019 АО "ПКС-Водоканал" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 руб.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.04.2019, принятым по жалобе Общества, постановление коллегиального органа изменено в части назначенного наказания, размер назначенного Обществу административного штрафа уменьшен до 125000 руб.
С такими постановлением коллегиального органа и решением судьи не согласен защитник (... ) в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по юридическому адресу Общества не направлялось. Указанные в постановлении пункты нормативного акта, нарушенные Обществом, не распространяются на аварийные работы. Событие правонарушения не доказано, поскольку размеры траншеи определялись визуально без измерительных приборов. Отсутствие освещения в темное время суток не установлено. Из фототаблицы неясно, при каких обстоятельствах и когда были сделаны фотографии. Из материалов дела не следует, что Общество повредило деревья в ходе работ. По завершении работ Обществом выставлены ограждения по всему периметру, что подтверждается материалами дела.
Заслушав подателя жалобы, поддержавшего ее доводы, проверив дело, прихожу к следующему.
Часть 6.1 ст. 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях" (далее - Закон) устанавливает административную ответственность, в том числе юридических лиц, за нарушение порядка проведения земляных работ на территориях поселений, городских округов, установленного муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства таких поселений.
В силу ч. 6.2 ст. 2.14 Закона повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 250000 до 500000 руб.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 22.11.2017 N 3878, принятым на основании ч. 2 ст. 28 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержден Порядок производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа (далее - Порядок).
Пункт 1.3 Порядка устанавливает его обязательность для всех юридических лиц, проводящих земляные работы при ремонте объектов на территории Петрозаводского городского округа.
Согласно п. 3.3 Порядка при производстве земляных работ в местах пересечения тротуара или иного прохода людей с траншеей не позднее суток до начала работ должен быть устроен переход с двусторонним ограждением. В местах перехода через траншеи, ямы, канавы должны быть установлены переходные мостики.
В соответствии с п. 3.12 Порядка к выполнению земляных работ разрешается приступить после полного обустройства зоны производства работ необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями. Места установки ограждений для производства земляных работ определяются в плане производства работ. Зона производства работ ограждается, на ограждении должен быть установлен информационный щит, где указывается наименование лица, непосредственно осуществляющего работы, данные лица, ответственного за производство работ. В темное время суток ограждения, зона производства работ должны быть освещены электрическими сигнальными лампочками напряжением не выше 42 В.
Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.21 Порядка строительные материалы и механизмы, используемые при производстве земляных работ, должны находиться в пределах огражденного участка зоны производства работ. Запрещается складировать на проезжей части дорог и прилегающей территории скол и грунт, загрязнять прилегающие участки улиц, выталкивать грунт из котлована за пределы границ зоны производства работ.
В соответствии с п. 3.10 Порядка строительные площадки, зоны производства работ, проезды и подходы к ним в темное время суток должны быть освещены в соответствии с требованиями государственных стандартов. Производство работ в неосвещенных местах не допускается.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 04.12.2018 в период с 12.56 час. по 18.40 час. в ходе планового рейдового осмотра те обстоятельства, что Общество при осуществлении земляных работ по ликвидации аварии на сетях водопровода на озелененной территории общего пользования в районе д. N 57 по ул. Кирова в г. Петрозаводске допустило нарушения п.п. 1.3, 3.3, 3.10, 3.12, 3.14, 3.17, 3.21 Порядка, а именно:
1. в месте производства земляных работ имеется котлован размерами примерно 15 м Х 2 м Х 1,5 м. При этом частично отсутствует надлежащее ограждение зоны производства работ, доступ к месту разрытия не ограничен, тем самым не обеспечена безопасность движения пешеходов и транспорта в месте производства работ;
2. в темное время суток зона производства работ не освещена электрическими сигнальными лампочками, на установленном ограждении осветительные приборы отсутствуют, в связи с чем котлован может представлять угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан;
3. рядом с траншеей (котлованом) на озелененной территории складирован грунт из котлована, чем допущено загрязнение прилегающей территории и проезжей части.
Ранее постановлением того же административного органа от 21.09.2018, вступившим в законную силу 14.11.2018, Общество привлечено к административной ответственности по ч. 6.1 ст. 2.14 Закона.
Судья при пересмотре постановления полагал обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения.
С данным выводом согласиться нельзя.
Из материалов дела следует и не оспаривается, что работы, в ходе которых допущены указанные административной комиссией нарушения, являлись аварийными и производились на основании ордера N ХГД18/90-452 на устранение аварии на сети водопровода.
Исходя из системного толкования положений Порядка, Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414 (далее - Правила), а также разъяснений Петрозаводского городского Совета, нельзя с определенностью сделать вывод о том, что нормы Порядка, несоблюдение которых вменено в вину Обществу, распространяются на аварийные работы.
Так, согласно п. 3.19 Порядка порядок производства земляных работ при ликвидации аварий, произошедших по производственным, технологическим и эксплуатационным причинам, а также вследствие проектных недоработок и воздействия внешних случайных факторов, повлекших за собой повреждение, разрушение коммуникаций, определяется в соответствии с Правилами благоустройства.
Статьей 23 Правил предусмотрены специальные нормы, регулирующие порядок проведения аварийных работ, в том числе их согласование, установку ограждения и др.
Как следует из письменных разъяснений Петрозаводского городского Совета от 24.05.2019, пунктом 3.19 Порядка предусмотрено, что порядок производства аварийных работ определяется в соответствии со ст. 23 Правил. В то же время Порядок содержит ряд правовых норм, связанных с производством земляных работ при авариях - п.п. 3.1, 3.4, 3.5, 3.20, 3.21, 4.6 в части, имеющей указание, что правовое регулирование осуществляется в отношении аварийных работ.
Пункты 1.3, 3.3, 3.10, 3.12, 3.14, 3.17, 3.21 Порядка, невыполнение которых вменено Обществу, не содержат ссылок на то, что соответствующее правовое регулирование распространяется на аварийные работы.
При этом пункт 3.3 Порядка, содержащий перечень мероприятий по оборудованию места производства земляных работ, содержит указание на необходимость выполнения данной обязанности не позднее суток до начала работ, что нехарактерно для аварийных работ, являющихся безотлагательными.
Пункт 3.12 Порядка устанавливает требования к ограждению места проведения земляных работ, предусматривая, что места установки ограждений определяются в плане производства работ. Соответственно, данные требования также относятся к плановым работам.
Нарушений требований ст. 23 Правил Обществу не вменялось.
Поскольку из анализа положений муниципальных нормативно-правовых актов нельзя сделать определенный вывод, что совершенные 04.12.2018 Обществом действия являлись предметом регулирования указанных в постановлении требований Порядка, оснований полагать о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения не имеется.
Учитывая изложенное, обжалуемые постановление коллегиального органа и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление административной комиссии Петрозаводского городского округа от 01.02.2019, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.2 ст. 2.14 Закона Республики Карелия "Об административных правонарушениях", в отношении АО "ПКС-Водоканал" отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.