Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества "ФСК ЕЭС" на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 26.09.2018, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 20.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "ФСК ЕЭС",
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 26.09.2018, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 20.12.2018, ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласно Общество, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что протокол составлен с нарушением п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в нем не указана точная дата совершения правонарушения. Акт осмотра лесного участка, составленный по форме, предусмотренной приказом Минприроды России от 31.08.2015 N 373, был представлен должностным лицом только при рассмотрении жалобы Общества на постановление о назначении наказания, ссылки на него в процессуальных документах нет, в связи с чем он является недопустимым доказательством, и событие правонарушения не доказано. В целях расчистки просеки ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности Общество заключило договор с подрядной организацией со сроком исполнения до 30.09.2018. Протокол об административном правонарушении составлен в период проведения указанных работ. Общество в соответствии с п.п. 16 и 17 Правил пожарной безопасности в лесах осуществило уборку порубочных остатков путем их складирования. ЛЭП "Петрозаводск-Древлянка" не проходит по территории лесных участков Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества, при осмотре которых выявлено нарушение.
Заслушав защитника Общества (... ) поддержавшую доводы жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление, (... ) возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 5 ст. 45 ЛК РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила). Разделом IX Правил устанавливаются требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов. В силу п.п. 34 и 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации ЛЭП, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно п.п. 21 и 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 N 371р-П с 28.05.2018 на территории Республики Карелия был установлен особый противопожарный режим, который действовал на день выявления административного правонарушения.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 29.06.2018 в ходе рейдового осмотра лесного участка те обстоятельства, что Общество, являющееся владельцем трассы ЛЭП ВЛ 220 кВ Л-200 "Петрозаводск-Древлянка", в квартале 191 выделе 6, квартале 195 выделе 6 Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества филиала (... ) в нарушение п. 34, 35 Правил допустило оставление порубочных остатков на линии электропередачи в особый противопожарный период.
Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом осмотра лесного участка N материалами землеустроительного дела, составленной 19.06.2018 государственным инспектором по охране леса фототаблицей, представленными Хвойным лесничеством Минобороны России сведениями, нанесенной на картографический материал схемой расположения ЛЭП, письменным объяснением заместителя лесничего Онежского участкового лесничества, схемой расчистки кустарника, распоряжением об утверждении задания на проведение рейдового осмотра, рейдовым заданием, объяснениями должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности события административного правонарушения со ссылкой на недопустимость акта осмотра, из представленных доказательств следует, что Общество в период с мая по июнь 2018 г. осуществляло работы по расчистке охранной зоны ЛЭП от кустарника. При этом не выполнило обязанность по уборке порубочных остатков с охранной зоны. На фототаблице зафиксировано, что непосредственно под высоковольтной ЛЭП в период действия особого противопожарного режима разбросаны высохшие порубочные остатки. Правонарушение выявлено уполномоченным органом в порядке, предусмотренном ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Положением о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, приказами Минприроды России от 31.08.2015 N 373 и от 12.04.2016 N 233, путем проведения рейдового осмотра, обследования лесных участков. Рейдовое задание от 27.06.2018 N 170-18/РО, на основании которого проведено контрольное мероприятие, выдано на основании письма лесничества о возможном нарушении лесного законодательства на соответствующей территории. Оснований не доверять представленному акту осмотра лесного участка от 29.06.2018 N 170-18/РО не имеется, поскольку его форма и содержание соответствует требованиям приказа Минприроды России от 31.08.2015 N 373. Составленная государственным инспектором по охране леса за 10 дней до осмотра фототаблица согласуется с содержанием акта, подлинность фотографий Обществом не оспаривается. При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела должностным лицом предприятие не представило доказательств, подтверждающих принятие мер по выполнению требований Правил, о неполноте доказательственной базы не заявляло, об ознакомлении и приобщении к административному материалу акта осмотра лесного участка не ходатайствовало.
Довод о том, что правонарушение зафиксировано в процессе выполнения работ по уборке порубочных остатков, заслуживают критической оценки. Так, признаков принятия Обществом мер по складированию и вывозу вырубленного кустарника на фототаблице не зафиксировано. Представленный Обществом договор на выполнение работ по расчистке трасс заключен лишь 18.09.2018.
Ссылка подателя жалобы на положения п.п. 16 и 17 Правил подлежит отклонению, поскольку данные положения относятся к рубкам лесных насаждений на лесосеках в целях заготовки древесины.
Событие правонарушения в процессуальных документах изложено надлежащим образом. Поскольку правонарушение является длящимся, должностное лицо правомерно основывалось на дате его выявления. Место совершения правонарушения определено правильно.
Вопреки доводам жалобы, привлечение подрядчика для расчистки трасс не дает оснований исключать Общество из числа субъектов административного правонарушения либо полагать об отсутствии вины данного предприятия в административном правонарушении, поскольку Общество является энергосетевой организацией, на балансе которой находится линейный объект. При этом Общество как заказчик работ по договору подряда в соответствии со ст.ст. 715 и 723 ГК РФ не лишено возможности в течение пожароопасного сезона своевременно проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, и при необходимости обеспечить пожаробезопасное состояние просек с помощью иных подрядчиков либо собственными силами.
Учитывая изложенное, в действиях предприятия обоснованно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, в связи с чем полагать о его излишней строгости не имеется. Исключительных обстоятельств, дающих основание для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, из материалов дела не следует, о наличии таковых податель жалобы не заявляет.
Иные доводы жалобы также не опровергают состав административного правонарушения и назначенное административное наказание.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица или решения судьи, в ходе производства по делу не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 26.09.2018, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 20.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "ФСК ЕЭС" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.