Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в г.Беломорске Службы Республики Карелия в городе Архангельске Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району на решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 31 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Королькова М. Ю.,
установил:
постановлением должностного лица пограничного поста в г.Беломорске РК Службы в г.Архангельске Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 24 октября 2018 г. Корольков М.Ю. был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.1 КоАП РФ.
Решением судьи Беломорского районного суда РК от 31 января 2019 г, принятым по результатам рассмотрения жалобы привлекаемого лица, постановление по делу об административном правонарушении отменено, дело возвращено должностному лицу для передачи на рассмотрение в административный орган по подведомственности.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на решение судьи должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, фио1 просит его отменить, мотивируя свои доводы соблюдением им правил подведомственности рассмотрения дела с учетом принципа экстерриториальности деятельности пограничных органов и процедуры привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).
Исходя из положений ст.ст.1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами настоящего Кодекса.
Частью 1 ст.18.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст.18.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч.21 ст.9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N4730-1
"О Государственной границе Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 N863 утверждены Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - Правила).
В силу п.10 Правил при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна.
Из материалов дела следует, что Корольков М.Ю, являющийся капитаном судна "Пур-Наволок", принадлежащего ЗАО " (... )", следуя из морского порта Певек в морской порт Архангельск, при пересечении 12 октября 2018 г. около 18 часов 15 минут (расчетное время) Государственной границы Российской Федерации на выходе из территориального моря Российской Федерации в расчетных географических координатах 76° 47? северной широты и 89° 28? восточной долготы акватории Северного морского пути не передал в пограничный орган по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации уведомление о фактическом ее пересечении, включая информацию о времени и географических координатах места пересечения (соответствующее уведомление поступило в пограничный орган 16 октября 2018 г.).
В связи с выявленными нарушениями требований ч.21 ст.9 Закона РФ
"О Государственной границе Российской Федерации" и п.10 Правил постановлением должностного лица от 24 октября 2018 г. Корольков М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ.
Решением судьи Беломорского районного суда РК от 31 января 2019 г. постановление о привлечении к административной ответственности отменено, дело возвращено должностному лицу для передачи на рассмотрение в административный орган по подведомственности.
В соответствии с положениями пп.4 и 6 ч.1 ст.29.10, ч.2 ст.30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивы принятого решения.
Исходя из п.12 ч.2 ст.23.10 КоАП РФ, государственные участковые инспекторы Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских ресурсов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.18.1 КоАП РФ.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, принятого государственным участковым инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в г.Беломорске РК Службы в городе Архангельске Пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ по западному арктическому району, судья посчитал, что настоящее дело было рассмотрено с нарушением правил подведомственности, между тем выводы об отсутствии у данного должностного лица полномочий по привлечению капитана судна к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.18.1 КоАП РФ, применительно к положениям Закона РФ
"О Государственной границе Российской Федерации" и Федерального закона от 03.04.1995 N40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" должным образом не мотивированы.
Кроме того, при принятии решения о возвращении дела на новое рассмотрение судья не учел, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вменяемого лицу противоправного деяния согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ составляет два месяца.
В сложившейся ситуации с учетом принятого судьей решения должностному лицу административного органа необходимо будет входить в обсуждение вопроса правовой оценки бездействия лица на предмет наличия (отсутствия) события и состава выявленного правонарушения, что недопустимо в случае истечения на момент рассмотрения дела установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока, так как это приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого ведется производство по делу.
С учетом допущенных существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, принятое по настоящему делу решение подлежит отмене, производство по настоящему делу - прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 31 января 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Королькова М. Ю. отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.