Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Фаткуллиной Л.З.
судей
Савина А.И, Галашевой И.Н.
при секретаре
Толоконниковой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда РК от 05.04.2019 по иску ХХХ к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска" о признании действий незаконными и обязании к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Савина А.И, объяснения истицы и представителя ответчика Смирновой К.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истица обратилась в суд по тем основаниям, что она, являясь инвалидом второй группы и ветераном труда РФ, получала льготу в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде компенсации расходов в размере 50% платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. С ноября 2018 года ответчик перестал предоставлять ей данную льготу. Истица, полагая действий ответчика незаконными, просила обязать ответчика предоставлять ей данную меру социальной помощи, а также взыскать с ответчика 1 334,93 руб, уплаченных в результате незаконного непредставления указанной компенсации.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты РК.
Суд в иске отказал.
С таким решением не согласна истица. В апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о том, что истица не имеет права на вышеуказанную компенсацию, поскольку является собственником жилого помещения, является необоснованным. Суд неправомерно отказал в удовлетворении ее требований о предоставлении меры социальной поддержки в форме компенсации расходов в размере 50% платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Такой вид компенсации положен ей по двум основаниям: как инвалиду и как ветерану труда. Поскольку данный вид льготы не распространяется на нее как на инвалида, то он распространяется на нее как на ветерана труда. Просит решение суда отменить и принять новое решение.
В возражениях на жалобу представитель ответчика считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица поддержала доводы жалобы. Представитель ответчика полагала решение законным и просила оставить его без изменения. Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив дело, оценив фактические обстоятельства и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
Согласно ст. 28.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалидам, имеющим группу инвалидности, производится ежемесячная денежная выплата в зависимости от группы инвалидности.
Частью 3 ст. 28.1 вышеуказанного закона установлено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по данному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по данному закону, либо по другому Федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
На основании ч. 13 ст. 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов в отношении платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; оплаты за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Статьей 4 Закона РК N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" устанавливается, что ветеранам труда, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований. Лицам, указанным в пунктах 1-12 статьи 2 данного Закона, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в случае, если указанные лица не имеют права на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством.
По делу установлено, что истица имеет статус ветерана труда, что подтверждается удостоверением от ХХ.ХХ.ХХ, а также является инвалидом второй группы.
Из отзыва ответчика от ХХ.ХХ.ХХ следует, что ХХХ состоит в базе данных льготополучателей г. Петрозаводска с 21.09.1995 по категории "Ветеран труда Российской Федерации" (л.д. 12) и с ХХ.ХХ.ХХ по категории инвалид 2 группы по общему заболеванию (л.д. 13)
Истица получала меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации как инвалид 2 группы.
Из материалов дела следует, что истица является собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: (... ) (л.д. 18).
После принятия ФЗ "О внесении изменений в ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее тексту Закон N 124-ФЗ) компенсация инвалидам, проживающим в частных квартирах, впервые обратившимся за их получением, в части платы за содержание жилого помещения не предоставлялась. Гражданам, которым компенсация была назначена до вступления в силу ФЗ 124-ФЗ, выплата компенсации не прекращалась. При этом, в 2017 году Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия признано неправомерным представление компенсации на оплату расходов за содержание жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, проживающим в жилых помещениях, не относящихся к государственному и муниципальному жилому фонду, независимо от того, когда была назначена компенсация, до вступления ФЗ N 124-ФЗ в силу, или после вступления.
В связи с этим в соответствии с письмом Министерства социальной защиты РК от 16.11.2018 N 8059/11-22.1/МЗС-и, в части платы за наем и платы за содержание жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов проживающим в жилых помещениях, не относящихся к государственному и муниципальному жилому фонду, компенсация была прекращена с 01.11.2018.
Вышеприведенные нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что право на такую меру социальной поддержки имеют лица, являющиеся инвалидами, которые проживают в жилом помещении, отнесенном к государственному и муниципальному жилищному фонду.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы г. Петрозаводска" по настоящему делу нарушений требований действующего законодательства в отношении истицы не установлено, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица должна получать льготу по оплате жилья в размере 50% на основании ст. 3 Закона РК N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия", не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно положениям ст. 4 названного закона РК ветеранам труда меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в случае, если указанные лица не имеют права на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда РК от 05.04.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.