Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В.,с участием представителей административного истца Пронина А.В., Коновалова Б.И., представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Евдокимовой А.Ю., представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" Литусовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседанииадминистративное дело по административному исковому заявлениюПотребительского общества "Яхонт" об оспаривании результатовопределения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Потребительское общество "Яхонт" (далее - ПО "Яхонт", Общество) обратилось в суд по тем основаниям, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... ).
По состоянию на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 3283584руб. 93 коп.
По инициативе административного истца общество с ограниченной ответственностью фирма "Карельская оценочная Компания" подготовило отчет N (... ) от 22 апреля 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанноговыше, определена в размере741000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязать административных ответчиков внести сведения о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании представители административного истца поддержали административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" возражала против удовлетворения административных исковых требований к учреждению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в представленных отзывах замечаний к отчету не высказали.
Выслушав явившихся лиц,изучивматериалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что04 декабря 2003 г. между администрацией г. Петрозаводска и ПО "Яхонт" заключен договор аренды N (... ) земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... )
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 названного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (... ) были внесены 13 декабря 2005 г. в государственный земельный кадастр (в последующем, государственный кадастр недвижимости) в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02 января 2000 г. N28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" на основании постановления Главы самоуправления г. Петрозаводска от 22 апреля 2003 г, договора аренды земельного участка от 04 декабря 2003 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) была утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 ноября 2018 г. N221 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия"и составила 3283584 руб. 93 коп. по состоянию на 01 января 2018 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Учитывая, что ПО "Яхонт" с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратилось 22 мая2019 г, следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 г.
Согласно статье 11 Федерального закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (статья 22 Федерального закона N 237-ФЗ).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2019 г, с административным иском административный истец обратился в суд 22 мая 2019 г, то есть в установленный Федеральным законом N 237-ФЗ срок.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. N 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился с административным иском в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... ), (... ), определена в размере 741000 руб. по состоянию на 01 января 2018 г. на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости земельного участкаN (... ) от 22 апреля 2019 г,выполненного независимым оценщиком общества с ограниченной ответственностью фирма "Карельская Оценочная Компания".
По смыслу статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ отчет, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, является основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорен, ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, соглашаясь с рыночной стоимостью земельного участка в размере 741000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 17 Федерального закона N 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований в части возложения соответствующей обязанности на административных ответчиков необходимо отказать.
Доводы представителя ГБУ Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, суд во внимание не принимает в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", поскольку оно является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФN).
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Потребительского общества "Яхонт" удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... ), в размере его рыночной стоимости, равной 741000 руб. на период с 01 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 мая 2019 г.
В удовлетворении остальных административных исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено27 июня2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.