Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В.,с участием представителя административного истца Розовой А.В., представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Ильина А.А., представителя государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" Литусовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковомузаявлению акционерного общества "Вяртсильский метизный завод" об оспаривании результатовопределения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
акционерное общество "Вяртсильский метизный завод" (далее - АО "ВМЗ", Общество) обратилось в суд по тем основаниям, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв..м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... )
По состоянию на 01 января 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 79060402 руб. 10 коп.
По инициативе административного истца общество с ограниченной ответственностью " (... )" (далее - ООО " (... )") подготовило отчет N (... ) от 25 февраля 2019 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере 10294000 руб.
В ходе рассмотрения дела административным истцом заявленные требования уточнены с учетом скорректированного отчета N (... ) от 30 апреля 2019 г, подготовленного ООО " (... )",согласно которому рыночная стоимость земельного участка, определена в размере 12826000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца уточнила административные исковые требования с учетом скорректированного отчета N (... ) от 30 апреля 2019 г, подготовленного ООО " (... )",просила определить рыночную стоимость земельного участка в размере 12826000 руб.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки" считает учреждение ненадлежащим ответчиком, просит в административном иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в представленных отзывах замечаний к отчету не высказали.
Выслушав явившихся лиц, показания свидетеля К. М.В, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что11 апреля 2005 г. между администрацией муниципального образования г. Сортавала и АО "ВМЗ" заключен договор аренды N (... ) земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв..м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 названного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ)иФедерального закона от 03 июля 2016 г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"(далее - Федеральный закон N237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (... ) внесены к государственный земельный кадастр (в последующем, Единый государственный реестр недвижимости) 11 января 2005 г. в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02 января 2000 г. N28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" на основании постановления администрации Вяртсильского поселкового совета от 16 июля 1995 г, постановления управляющего Вяртсильской поселковойадминистрации от 17 июля 2001 г, распоряжения администрации муниципального образования г. Сортавала от 10 ноября 2004 г, описания земельных участков от 30 декабря 2005 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) была утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22 ноября 2018 г. N221 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия"и составила 79060402 руб. 10 коп. по состоянию на 01 января 2018 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Учитывая, что Общество с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратился21 марта2019 г, следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2019 г.
Согласно статье 11Федерального закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (статья 22 Федерального закона N 237-ФЗ)
Сведения о кадастровой оценке земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 января 2019 г, с административным иском административный истец обратился в суд 21 марта 2019 г, то есть в установленный Федеральным законом N 237-ФЗ срок.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(пункт 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. N 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22Федерального закона N 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился с административным иском в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв..м, составляет 12826000 руб. по состоянию на 01 января 2018 г. на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости земельного участка N (... ) от 30 апреля 2019 г, выполненного ООО " (... )".
По смыслу статьи 22Федерального закона N 237-ФЗотчет, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, является основанием для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, выслушав свидетеля К. М.В, изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически уточненный отчет об оценке, представленный административным истцом, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорен, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью земельного участка в размере 12826000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 17 Федерального закона N 237-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Доводы представителя ГБУ Республики Карелия "Центр государственной кадастровой оценки" о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, суд во внимание не принимает в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", поскольку оно является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФN).
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Вяртсильский метизный завод" удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв..м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... ),в размере его рыночной стоимости, равной 12826000 руб. на период 01 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 01 апреля 2019 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 31мая 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.