Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Загрядской Е.А. на постановление судьи Кировского районного суда Калужской области от 11 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Кировского районного суда Калужской области от 11 января 2019 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ "ЦЖКУ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Загрядская Е.А. обратилась в Калужский областной суд с жалобой, в которой просит постановление Калужского районного суда отменить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу частей 1, 3, 5 ст. 20 Закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 23.2 Федерального закона "О теплоснабжении" под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
В соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видно из материалов дела и установлено судьей, на основании решения о проведении проверки N 442 от 09 октября 2018 года военной прокуратурой Калужского гарнизона с привлечением специалиста Приокского управления Ростехнадзора, была проведена проверка ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, предметом которой являлось соблюдение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о промышленной безопасности.
Согласно пунктов 12-14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03 марта 2017 года N 607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе связанных с производством, передачей и распределением тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктами 13-15 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года N 860, учреждение и его подразделения осуществляют контроль организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил РФ и несут ответственность за правильную эксплуатацию систем теплоснабжения и своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности.
В ходе проведения надзорного сопровождения мероприятий по эксплуатации подразделениями ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ объектов теплоснабжения в отопительном периоде 2018-2019 г..г. с привлечением специалиста Приокского управления Ростехнадзора и прокурорской проверки установлено, что в период времени с 9 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. 03 октября 2018 года при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов теплоснабжения (котельных инв. NN 18, 123, 199), расположенных по адресу: "адрес", выявлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года N 115, выразившиеся в следующем: не произведено диагностирования тепловых сетей от котельных, отработавших нормативно-расчетный ресурс, участвующих в обеспечении теплоснабжения, для определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу или их замену при отрицательных результатах диагностирования (пп.пп. 3, 11 п. 13 Правил, пп.2.6.5, 13.2, 13.3, 13.6 ПТЭТЭУ); не проведена техническая диагностика теплоэнергетического оборудования (водогрейных котлов с температурой нагрева воды до 115 ?С), отработавшего свой нормативный срок эксплуатации, с целью определения возможности дальнейшей эксплуатации (пп. 11 п. 13 Правил, п.п. 2.6.5, 13.1, 13.2 ПТЭТЭУ); не проведено техническое освидетельствование строительных конструкций зданий котельных (инв. NN 123, 199) специализированной организацией в установленные сроки (пп.пп. 3, 11 п. 13 Правил, п. 3.3.9 ПТЭТЭУ); не произведено обследование дымовых труб специализированной организацией в установленные сроки (котельных инв. NN 123, 199) (пп. пп. 3, 11 п. 13 Правил, п.п. 3.3.10, 3.3.14 ПТЭТЭУ); не проведена инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура дымовых труб котельных (пп. 3 п.13 Правил, п. 3.3.14 ПТЭТЭУ); персонал не обеспечен средствами защиты, спецодеждой, инструментами, оснасткой и документацией (пп. 5 п. 13 Правил, п.п. 2.7.3, 2.7.4, 2.10.1, 2.10.2, 2.10.3,
2.11,1, 15.4.2 ПТЭТЭУ); не организовано проведение периодической поверки контрольно- измерительных приборов (пп. 3, 11 п. 13 Правил, п.п. 2.9.1, 2.9.11 ПТЭТЭУ); не организованно функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом (не проведена аттестация ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, персонал котельных, обслуживающий тепловые энергоустановки и тепловые сети) (пп. 5 п. 13 Правил, п.п.2.3.15, 2.3.20 ПТЭТЭУ); в план подготовки к работе в отопительный период не включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования тепловых энергоустановок, участвующих в обеспечении теплоснабжения ( пп. 11 п. 13 Правил, п.п. 2.6.5, 11.2, 13.1, 13.2 ПТЭТЭУ); не организованно получение разрешения в органах Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок для проведения пуско-наладочных работ, не представлена нормативно-техническая документация по замене водогрейных котлов котельных (инв. NN 123, 199) после монтажа (пп. пп. 3, 11 п. 13 Правил, п.п. 2.4.1-2.4.11 ПТЭТЭУ); не проведено техническое освидетельствование тепловых энергоустановок (тепловых сетей), участвующих в обеспечении теплоснабжения (пп. 11п. 13 Правил, п.п. 2.6.2-2.6.4 ПТЭТЭУ); не представлен утвержденный график текущих и капитальных ремонтов тепловых сетей и источников тепловой энергии (пп. 11 п. 13 Правил, п.п. 2.7.3, 6.2.63 ПТЭТЭУ); не ведется ремонтная документация по ремонтам тепловых сетей и источников тепловой энергии (пп.пп. 5, 11 п. 13 Правил, п. 2.7.12 ПТЭТЭУ); на котельной (инв. N 199) дымовая труба имеет недопустимый крен (пп. 11 п. 13 Правил п.п 3.3.1, 3.3.10 ПТЭТЭУ); не выполнен план подготовки к работе в отопительный период в части проведения режимно-наладочных испытаний котлов, отсутствуют режимные карты на рабочих местах операторов котельных (пп. 11 п. 13 Правил, п.п. 5.3.4, 5.3.7 ПТЭТЭУ); на шкалы манометров, установленных
на тепловых энергоустановках, не нанесены указатели максимально допустимого давления (пп. 11 п. 13 Правил).
Указанные обстоятельства и вина ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении заместителя военного прокурора Калужского гарнизона ФИО3 от 11 октября 2018 года; решением о проведении проверки заместителя военного прокурора Калужского гарнизона; требованием прокурора; сведениями из ЕГРЮЛ; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе от 20 марта 2017 года; уставом ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ; руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ; справкой по результатам проверки ФГБУ "ЦЖКУ" ЖКС N 3/9 специалиста - старшего государственного инспектора отдела общепромышленного надзора по Калужской области Приокского управления Ростехнадзора ФИО4; и другими материалами дела, которым судом первой инстанции дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссовокупность данных доказательств является достаточной для вывода о виновности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ осуществляет деятельность по эксплуатации объектов теплоснабжения (котельных инв. NN 18, 123, 199), расположенных по адресу: "адрес" в нарушение выше перечисленных требований действующего законодательства
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Доказательств, принятия ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения Учреждением вышеуказанных Правил при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о том, что территориальные органы Ростехнадзора не наделены соответствующими полномочиями для вынесения решений в отношении объектов филиалов ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, являются несостоятельными и обоснованно судьей районного суда не приняты во внимание.
Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе привлекать специалистов для выяснения возникших вопросов.
Согласно материалам дела, в ходе проведения надзорного сопровождения мероприятий по эксплуатации подразделениями ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ объектов теплоснабжения в отопительном периоде 2018-2019 г.г. военным прокурором был привлечен специалист Приокского управления Ростехнадзора ФИО4, по окончании которых, была подготовлена справка по результатам проверки ФГБУ "ЦЖКУ" ЖКС N 3/9, с указанием выявленных нарушений.
По результатам проведенной прокурорской проверки с учетом выявленных нарушений, военной прокуратурой Калужского гарнизона было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 октября 2018 года.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ ФИО5 присутствовал при вынесении военной прокуратурой Калужского гарнизона постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 октября 2018 года и давал письменные объяснения, согласно которым замечаний по содержанию у него не имелось.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта теплоснабжения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ судьей районного суда по статье 9.11 КоАП РФ квалифицированы, верно.
Постановление о привлечение ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.2, 4.1 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного им административного правонарушения и его имущественного и финансового положения, а также отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах санкции ст. 9.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судья районного суда обосновано пришел к выводу, что с учетом характера совершенного ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ правонарушения, оно не может быть признано малозначительным.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы судьи районного суда о совершении указанного правонарушения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ и его виновности, в связи, с чем подлежат отклонению, как необоснованные.
Каких-либо иных доводов, являющихся основанием для отмены принятого по делу судебного постановления, в жалобе не приведено.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
постановление судьи Кировского районного суда Калужской области от 11 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения" Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Загрядской Е.А. - без удовлетворения.
Судья И.Н. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.