Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника и.о. директора ООО "РАСТР-технология" Аносова Г.А. по доверенности Бернер В.Д. на решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 11 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении и.о. директора общества с ограниченной ответственностью "РАСТР-технология" Аносова Геннадия Алексеевича,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области ФИО4 от 12 декабря 2018 и.о. директора ООО "РАСТР-технология" Аносов Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Обнинского городского суда Калужской области от 11 февраля 2019 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы и.о. директора ООО "РАСТР-технология" Аносова Г.А, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Принятые по делу постановление и решение обжалованы защитником Бернер В.Д. в Калужский областной суд.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав Бернера В.Д. защитника Аносова Г.А, полагавшего необходимым отменить принятые акты в отношении Аносова Г.А. как несоответствующие требования действующего законодательства, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения и.о. директора ООО "РАСТР-технология" Аносова Г.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, явилось то, что в период с 02.09.2018 года по 31.10.2018 года допущено осуществление ООО "РАСТР-технология" выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 17.12.2016 года выданное ООО "РАСТР-технология", объекту присвоена IV категория негативного воздействия на окружающую среду, расположенного по адресу: "адрес".
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи городского суда ввиду следующего.
Из постановления усматривается, что нарушение допущено в период действия редакции статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", частью 1 которой предусматривалось, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, устанавливающего предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ статья 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" изложена в новой редакции, устанавливающей требования к получению разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. При этом предусмотрено, что разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в КоАП РФ и в принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 2735-О).
Данные изменения улучшают положение лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку применительно к объектам IV категории негативного воздействия на окружающую среду устраняют требования к осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании разрешения, устанавливающего предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
С учетом изложенного, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении постановления о назначении административного наказания, в отношении и.о. директора ООО "РАСТР-технология" Аносова Г.А. подлежит применению нормативный акт, улучшающий его положение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области ФИО4 от 12 декабря 2018 года, решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 11 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении и.о. директора ООО "РАСТР-технология" Аносова Г.А. подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области ФИО4 от 12 декабря 2018 года, решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 11 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении и.о. директора ООО "РАСТР-технология" Аносова Г.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья И.Н.Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.