Судья Калужского областного суда Амеличева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гречаника Ю.И. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО "Сельхозводстрой" Гречаника Юрия Ивановича,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО4 от 31 октября 2018 года N 272/18 директор ООО "Сельхозводстрой" Гречаник Ю.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Гречаника Ю.И, постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Принятые по делу постановление и решение обжалованы Гречаником Ю.И. в Калужский областной суд.
В судебном заседании защитник Гречаника Ю.И. по доверенности ФИО3 жалобу поддержал, просил прекратить производство по делу в связи с изменением законодательства, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, ФИО4 против удовлетворения жалобы возражал, просил переквалифицировать действия директора ООО "Сельхозводстрой" Гречаника Ю.И. на статью 8.1 КоАП РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения директора ООО "Сельхозводстрой" Гречаника Ю.И. к административной ответственности по указанной норме КоАП РФ явилось осуществление ООО "Сельхозводстрой" в течение 2017 года хозяйственной деятельности, связанной с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником - котельной (топочной), оборудованной газовым котлом, расположенной по адресу: "адрес", в нарушение условий специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 14 января 2014 года N 531. При этом согласно выданному ООО "Сельхозводстрой" свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, указанному объекту, расположенному по адресу: "адрес", присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда ввиду следующего.
Из постановления усматривается, что нарушение директором ООО "Сельхозводстрой" Гречаником Ю.И. допущено в 2017 году в период действия редакции статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", частью 1 которой предусматривалось, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, устанавливающего предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ статья 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" изложена в новой редакции, устанавливающей требования к получению разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. При этом предусмотрено, что разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в КоАП РФ и в принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 2735-О).
Данные изменения улучшают положение лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку применительно к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду устраняют требования к осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании разрешения, устанавливающего предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
С учетом изложенного, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении постановления о назначении административного наказания, в отношении должностного лица подлежит применению нормативный акт, улучшающий его положение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО4 от 31 октября 2018 года N 272/18, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении директора ООО "Сельхозводстрой" Гречаника Ю.И. подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Суд не усматривает оснований для переквалификации действий Гречаника Ю.И. на статью 8.1 КоАП РФ, поскольку последний постановлением административного органа от 31 октября 2018 года признан виновным в нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, при этом действия, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, совершенные после 31 октября 2017 года, в постановлении не конкретизированы, и в вину директору ООО "Сельхозводстрой" Гречанику Ю.И. не вменялись.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО4 от 31 октября 2018 года N 272/18, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 11 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении директора ООО "Сельхозводстрой" Гречаника Ю.И. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья С.А.Амеличева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.