Судья Калужского областного суда Амеличева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "НБА-Северо-Запад" по доверенности Огаркова Е.А. на решение судьи Боровского районного суда Калужской области от 03 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО "НБА-Северо-Запад",
установил:
постановлением главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области Гавриловой Н.С. от 19 октября 2018 года N 262/18 ООО "НБА-Северо-Запад" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.
Решением судьи Боровского районного суда Калужской области от 03 декабря 2018 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ООО "НБА-Северо-Запад" по доверенности Огаркова Е.А, постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Принятое по делу решение судьи обжаловано защитником Огарковым Е.А. в Калужский областной суд.
Исследовав письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО "НБА-Северо-Запад" к административной ответственности по указанной норме КоАП РФ явилось осуществление обществом в период с 16 октября 2017 года по 08 января 2018 года деятельности по эксплуатации АЗС N 6, расположенной по адресу: "адрес", 93+040 км автодороги "Украина", связанной с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, указанному объекту, расположенному по адресу: "адрес", АЗС N 6 на 93+040 км автодороги "Украина", присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда ввиду следующего.
Из постановления усматривается, что нарушение допущено в период действия редакции статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", частью 1 которой предусматривалось, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, устанавливающего предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ статья 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" изложена в новой редакции, устанавливающей требования к получению разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. При этом предусмотрено, что разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ. Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в КоАП РФ и в принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 2735-О).
Данные изменения улучшают положение лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, поскольку применительно к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду устраняют требования к осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании разрешения, устанавливающего предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
С учетом изложенного, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении постановления о назначении административного наказания, в отношении ООО "НБА-Северо-Запад" подлежит применению нормативный акт, улучшающий его положение.
При таких обстоятельствах постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области Гавриловой Н.С. от 19 октября 2018 года N 262/18, решение судьи Боровского районного суда Калужской области от 03 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО "НБА-Северо-Запад" подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области Гавриловой Н.С. от 19 октября 2018 года N 262/18, решение судьи Боровского районного суда Калужской области от 03 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО "НБА-Северо-Запад" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья С.А.Амеличева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.