Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Архангельской Е.А., рассмотрев жалобу Боргунова М.В. на постановление судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 27 марта 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении гражданина "данные изъяты" Боргунова М.В. по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Карагинского районного суда от 27 марта 2019 года гражданин "данные изъяты" Боргунов М.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе Боргунов М.В. просит постановление судьи отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Приводит доводы о том, что он предпринимал меры к тому, чтобы встать на миграционный учет, но ему было отказано в личном приеме и принятии документов для продления срока временного пребывания в Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Боргунова М.В, который поддержал доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат иностранные гражданине или лица без гражданства, допустившие нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Пунктами 1 и 5 статьи 5 данного Закона установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона. В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что гражданин "данные изъяты" Боргунов М.В. 15 октября 2018 года прибыл в Российскую Федерацию.
В ходе проверки у Боргунова М.В. документов, проведенной 27 марта 2019 года сотрудниками Корякского МО МВД России, установлено, что последний в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, находится в п. Оссора Карагинского района Камчатского края и с 14 января 2019 года уклоняется от выезда из Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении им установленного для иностранных граждан режима пребывания в Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья на основании совокупности исследованных доказательств правильно установилналичие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пребывания в Российской Федерации, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признав гражданина "данные изъяты" Боргунова М.В. виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Выводы судьи Карагинского районного суда о наличии в его действиях состава административного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении от 27 марта 2019 года доказательствах, в том числе протоколе об административном правонарушении от 27 марта 2019 года, его объяснении по существу допущенного нарушения, копии паспорта гражданина "данные изъяты", и иных доказательствах, которые в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Ссылка Боргунова М.В. на то, что им предпринимались попытки встать на миграционный учет, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной
общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Из материалов дела не усматривается, что Боргунов М.В до 14 января 2019 года оформил документы, дающие ему основание для продления срока временного пребывания на территории Российской Федерации, в связи с чем его утверждение об отсутствии вмененного ему административного правонарушения своего подтверждения не находит.
Вместе с тем, нахожу, что по делу имеются основания для изменения постановления судьи в части назначенного Баргунову М.В. наказания.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, положения которой признаны РФ, закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При рассмотрении дела судьей Карагинского районного суда Баргунов М.В. заявлял о том, что проживает с гражданкой Российской Федерации ФИО1, поддерживает с ней отношения, характерные для супружеских, ожидает рождения ребенка.
Согласно представленной ГБУЗ КК "Карагинская районная больница" справке от 5 апреля 2019 года ФИО1. состоит на учете по беременности (40 нед.).
При рассмотрении дела последняя подтвердила обстоятельства поддержания с Боргуновым М.В. семейных отношений.
Данных о том, что Боргунов М.В. в период своего пребывания в Российской Федерации привлекался к уголовной ответственности, равно как и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, материалы дела не содержат.
В силу ст. 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию" иностранному гражданину запрещается въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня его административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Установленные по делу обстоятельства, в числе которых сложившиеся между Боргуновым М.В. и гражданкой РФ ФИО1. отношения, характерные для семейных, ожидание рождения совместного ребенка, с учетом приведенной выше правовой нормы, указывают на то, что решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации свидетельствует о серьезном вмешательстве государства в права указанных лиц на уважение личной и семейной жизни, при котором должен соблюдаться баланс публичных и частных интересов.
Вместе с тем, в постановлении судьи не приведено критериев, по которым можно сделать вывод о том, что решение об административном выдворении Боргунова М.В. продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, экономического благосостояния страны, либо принято в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, которая выражена в постановлениях от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 17 февраля 2016 года N 5-П о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 27 марта 2019 года подлежит изменению путем исключения указания на назначение Боргунову М.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 27 марта 2019 года изменить, исключить указание о назначении Боргунову М.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде содержания Боргунова М.В. в Центре временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению, отменить.
В остальной части это постановление судьи оставить без изменения, а жалобу Боргунова М.В. - без удовлетворения.
Судья В.Ф. Горн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.