Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей Медведевой И.А. и Халиулина А.Д,
при секретаре Романове Р.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 января 2019 года, которым
административное исковое заявление Алексеева С. Н. к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании незаконным и обязании отменить распоряжение удовлетворено.
Распоряжение Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27 ноября 2017 года N 1055 "О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27 августа 2014 года N 1689" признано незаконным.
На Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложена обязанность отменить распоряжение Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27 ноября 2017 года N 1055 "О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27 августа 2014 года N 1689", о чем сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27 ноября 2017 года N 1055 (далее - министерство, орган исполнительной власти) признано утратившим силу распоряжение министерства от 27 августа 2014 года "N" о предоставлении Алексееву С.Н. в аренду земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл, для индивидуального жилищного строительства.
Алексеев С.Н. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском, в котором просил признать распоряжение от 27 ноября 2017 года N 1055 "О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27 августа 2014 года N 1689" незаконным, обязать указанный орган исполнительной власти отменить оспариваемое распоряжение, указав, что имеет право на получение земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. В июле 2014 года административному истцу был предложен и показан на местности земельный участок в районе "адрес" и разъяснено, что он дополнительно будет приглашен для подписания соответствующих документов о передаче участка. Однако до сентября 2018 года соответствующего приглашения не последовало, Алексеев С.Н. самостоятельно обратился к административному ответчику, и узнал, что принятое 27 августа 2014 года распоряжение о предоставлении ему земельного участка отменено в связи с его неявкой для подписания акта о приеме-передаче земельного участка.
Поскольку никаких извещений в его адрес административным ответчиком не направлялось, считает оспариваемое распоряжение незаконным и нарушающим права административного истца.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит в апелляционной жалобе министерство.
Алексеевым С.Н. представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителя министерства Полушину О.Ю, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Алексеева С.Н. и его представителя Бирюкова А.В, просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу абзаца второго статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу второму подпункта 5 пункта 1 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 года N 32-З "О порядке управления находящимися в собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" гражданам, имеющим трех и более детей, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не достигших 23 лет, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно во внеочередном порядке осуществляется для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома или для индивидуального жилищного строительства.
Предоставление земельных участков указанным категориям граждан осуществляется без торгов и предварительного согласования места размещения объектов по заявлению одного из родителей (усыновителей).
Право на получение земельного участка сохраняется за гражданином, от которого в установленном порядке принято заявление о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома или для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, независимо от достижения детьми указанного возраста (пункт 5 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 года N 32-З).
Установлено, что Алексеев С.Н, как отец троих несовершеннолетних детей, 21 мая 2014 года в установленном порядке обратился о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 3 года с последующим предоставлением земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Указанное заявление было принято, и заявителю был предложен находящийся в собственности Республики Марий Эл земельный участок с кадастровым номером "N", площадью 1170 кв.м, местоположение: "адрес". С местоположением и границами земельного участка Алексеев С.Н. был ознакомлен 29 июля 2014 года.
В связи с отсутствием возражений Алексеева С.Н, министерством принято распоряжение от "дата" "N" "О предоставлении Алексееву С.Н. в аренду земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл, для индивидуального жилищного строительства".
29 сентября 2017 года (исходящий от 1 сентября 2017 года N 09-4383) Министерство направило Алексееву С.Н. уведомление о необходимости в срок до 15 сентября 2017 года явиться для подписания договора аренды и акта приема-передачи земельного участка; уведомление ввиду неудачной попытки вручения возвращено отравителю.
Распоряжением от 27 ноября 2017 года N 1055 распоряжение министерства от 27 августа 2014 года N 1689 о предоставлении Алексееву С.Н. в аренду земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл, для индивидуального жилищного строительства" признано утратившим силу на основании пунктов 19, 20 статьи 14, пункта 3.2 статьи 15 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл".
4 декабря 2017 года (исходящий от 27 ноября 2017 года N 11-5994) Алексееву С.Н. направлено уведомление о признании распоряжения от 27 августа 2014 года N 1689 утратившим силу, которое по аналогичной причине возвращено отправителю 5 января 2018 года.
Удовлетворяя административный иск, суд пришел к выводу о незаконности принятого распоряжения в связи с несоблюдением министерством порядка передачи земельного участка и заключения договора аренды, в связи с чем признал оспариваемое распоряжение незаконным.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 487-ФЗ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
С 1 марта 2015 года введен в действие Закон Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл" (далее - Закон Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-З), предусматривающий порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан, а также переходные положения, регулирующие вопросы применения указанного закона к ранее возникшим правоотношениям.
Согласно пункту 3.2 статьи 15 указанного Закона Республики Марий Эл, в случае, если до 1 сентября 2017 года уполномоченным органом в отношении граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства до дня вступления в силу настоящего Закона, принято решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на условиях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, и такими гражданами не подписаны акты приема-передачи земельного участка, подлежат применению положения пунктов 19, 20 статьи 14 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-З решение о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно подлежит признанию утратившим силу в случае, если гражданином или его представителем (законным или действующим на основании доверенности) в течение срока, установленного пунктом 12.1 настоящей статьи, не подписан акт приема-передачи земельного участка.
Решение о признании утратившим силу решения о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно принимается в течение 7 рабочих дней со дня возникновения указанного в абзаце первом настоящего пункта обстоятельства.
Решение о признании утратившим силу решения о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно выдается или направляется гражданину по адресу его места жительства почтовым отправлением не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
При этом пунктом 12.1 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-З предусмотрено, что акт приема-передачи, направленный или выданный гражданину в связи с принятием решения о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно, должен быть им подписан и представлен в уполномоченный орган не позднее чем в течение 45 календарных дней со дня принятия решения о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения о признании утратившим силу распоряжения о предоставлении земельного участка, законодательством субъекта Российской Федерации была определена процедура принятия такого решения, предусматривающая вручение акта приема-передачи земельного участка или направление акта гражданину по месту жительства.
Между тем из материалов дела и установленных судом обстоятельств следует, что акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером "N", решение о предоставлении которого Алексееву С.Н. принято уполномоченным органом 27 августа 2014 года, административному истцу для подписания не направлялся и не вручался. Уведомление о необходимости явиться для подписания акта приема-передачи и договора аренды земельного участка было направлено Алексееву С.Н. 29 сентября 2017 года, в связи с чем административный истец не имел возможности исполнить требования пункта 12.1 статьи 14 упомянутого закона о сроке подписания акта приема-передачи земельного участка.
Кроме того, суд обоснованно отклонил доводы административного ответчика о пропуске административным истцом установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока на обращение в суд, установив, что упомянутые выше уведомления направлялись министерством не по адресу места жительства Алексеева С.Н.
При таких обстоятельствах, оснований для признания утратившим силу решения о предоставлении Алексееву С.Н. земельного участка в собственность бесплатно не имелось, и оспариваемое распоряжение Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27 ноября 2017 года N 1055 "О признании утратившим силу распоряжения Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27 августа 2014 года N 1689" обоснованно признано судом незаконным.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признаются коллегией несостоятельными; оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не установлено; решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи И.А. Медведева
А.Д. Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.