Дата вступления в законную силу - 25 июня 2019 г.
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя административного истца Коробейникова А.В. - Капитоновой В.А. (доверенность от 31 января 2018 года),
представителя административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г. (доверенность от 7 февраля 2018 года "N"),
представителей административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Паршкова Р.С. (доверенность от 29 декабря 2018 года "N"), Пикалова С.А. (доверенность от 20 декабря 2018 года "N"),
представителя административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кондратенко Н.В. (доверенность от 16 апреля 2018 года "N"),
представителя заинтересованного лица администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Александровой А.В. (доверенность от 5 декабря 2018 года "N"),
административное дело по административному иску Коробейникова А.В. к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл" в лице филиала по Республике Марий Эл об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 3000 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый номер "N", в размере его рыночной стоимости 6390000 рублей, по состоянию на 1 января 2012 года, возложении обязанности внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость в размере 6390000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Коробейников А.В. подал в суд административный иск к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл" в лице филиала по Республике Марий Эл об установлении (с учетом уточнения предмета требования) кадастровой стоимости земельного участка площадью 3000 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый номер "N", в размере его рыночной стоимости 6390000 рублей, по состоянию на 1 января 2012 года, возложении обязанности внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость в размере 6390000 рублей. В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства. Коробейникову А.В. с 8 февраля 2018 года принадлежит на праве собственности помещение, назначение нежилое, общая площадь 1214,6 кв.м, этаж 1, 2, надстройка, номера на поэтажном плане поз. 1-31 1 этажа, поз. 13 2 этажа, поз. 35-37 надстройки, поз. 34-36, кадастровый (условный) номер "N", адрес объекта: "адрес", расположенное на земельном участке площадью 3000 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый номер "N".
Собственником другого нежилого помещения этого же здания (2-1 этаж здания), кадастровый (условный) номер "N", площадь 1172,1 кв.м, этаж 1, 2, надстройка, номера на поэтажном плане: поз. 32-33 1 этажа, поз. 1-12, 14-24 2 этажа, поз. 33, 34 надстройки, по адресу: "адрес", является Протасова Н.Н. С целью оформления права собственности на данный земельный участок на основании пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации Коробейников А.В. совместно с Протасовой Н.Н. обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" для приобретения земельного участка в долевую собственность. В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года N 199 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель г..Йошкар-Олы по состоянию на 1 января 2012 года. По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 22262160 рублей. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 6390000 рублей, о чем свидетельствует отчет об оценке рыночной стоимости от 14 января 2019 года "N", составленный ИП ФИО1 Указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его обязательств по уплате выкупной стоимости, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Заинтересованное лицо Протасова Н.Н, извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, своего представителя не направила.
В судебном заседании представитель административного истца Коробейникова А.В. - Капитонова В.А. иск поддержала в полном объеме, сообщила, что с заключением эксперта согласна.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. с иском не согласилась, на вызове эксперта не настаивала.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Паршков Р.С. пояснил, что считает Управление ненадлежащим ответчиком, экспертом допущены нарушения, но на вызове эксперта не настаивает, вопрос о назначении дополнительной или повторной экспертизы не ставит, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Пикалов С.А. пояснил, что считает Управление ненадлежащим ответчиком, вопрос об установлении кадастровой стоимости оставляет на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кондратенко Н.В. пояснила, что палата является ненадлежащим ответчиком, все вопросы оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Александрова А.В. с иском не согласилась, с заключением эксперта согласна, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как предусмотрено пунктами 2, 3 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно частям 1, 3 и 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов и обстоятельств административного дела следует, что Коробейникову А.В. принадлежит на праве собственности помещение, назначение нежилое, общая площадь 1214,6 кв.м, этаж 1, 2, надстройка, номера на поэтажном плане поз. 1-31 1 этажа, поз. 13 2 этажа, поз. 35-37 надстройки, поз. 34-36, кадастровый (условный) номер "N", адрес объекта: "адрес", расположенное на земельном участке площадью 3000 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый номер "N". Собственником другого нежилого помещения этого же здания (2-1 этаж здания), кадастровый (условный) номер "N", площадь 1172,1 кв.м, этаж 1, 2, надстройка, номера на поэтажном плане: поз. 32-33 1 этажа, поз. 1-12, 14-24 2 этажа, поз. 33, 34 надстройки, по адресу: "адрес", является Протасова Н.Н. С целью оформления права собственности на данный земельный участок на основании пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации Коробейников А.В. совместно с Протасовой Н.Н. обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" для приобретения земельного участка в долевую собственность.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года N 199 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель г. Йошкар-Олы по состоянию на 1 января 2012 года. По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 22262160 рублей.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости от 14 января 2019 года "N", составленному ИП ФИО1, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 6390000 рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Из обстоятельств и материалов административного дела следует, что Коробейников А.В. наряду с Протасовой Н.Н. имеет исключительное право выкупа вышеуказанного земельного участка.
Судом с учетом разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по ходатайству стороны административного истца была назначена экспертиза для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, проверки соответствия отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества от 14 января 2019 года "N" требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых определена кадастровая стоимость.
Согласно заключению эксперта от 21 апреля 2019 года "N", выполненному экспертом ООО "Билге" ФИО2, отчет от 14 января 2019 года "N" об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки; его рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2012 года составляет 9560370 рублей.
Представитель административного истца Коробейникова А.В. - Капитонова В.А. с заключением эксперта согласилась.
Представителем Правительства Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г, представителем ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кондратенко Н.В, представителем администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Александровой А.В. возражения относительно правильности выводов эксперта о размере рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка либо доказательства иного размера его рыночной стоимости не представлены.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Паршков Р.С. выразил несогласие с заключение эксперта, однако о вызове эксперта в суд для дачи пояснений не просил, вопрос о назначении дополнительной или повторной экспертизы не поставил.
В силу части 2 статьи 59 КАС РФ заключение эксперта является доказательством по административному делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами.
Как следует из заключения эксперта от 21 апреля 2019 года "N", экспертиза по определению рыночной стоимости нежилого здания выполнена на основании материалов административного дела с натурным исследованием земельных участков.
При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход (метод сравнения продаж, метод распределения). В заключении эксперта подробно изложены примененные методики и результаты использования данного подхода к оценке.
В частности, при использовании сравнительного подхода (метод сравнения продаж и метод распределения) эксперт выбрал соответственно 5 и 3 объекта-аналога, сопоставимых с объектом оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений, размещенных в печатных изданиях. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблицах сравнения. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Оснований не доверять выводам эксперта ФИО2 у суда не имеется, так как они являются методологически обоснованными и мотивированными. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме.
Эксперт ФИО2 имеет высокую квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности. Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
От лиц, участвующих в административном деле, не поступило ходатайство о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, суд определяет кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной заключением эксперта от 21 апреля 2019 года "N".
Согласно частям 2, 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (пункт 25).
Как следует из решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 10 января 2019 года "N", заявление Коробейникова А.В. о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости поступило в комиссию 17 декабря 2018 года.
Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск Коробейникова А.В. подлежит удовлетворению частично.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Коробейникова А.В. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер "N", в размере его рыночной стоимости 9560370 рублей, по состоянию на 1 января 2012 года.
Датой подачи заявления считать обращение Коробейникова А.В. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл - 17 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в Единый государственный реестр недвижимости сведений об измененной кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества: земельного участка площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер "N".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.